Клим ШипенкоХорошо, что я ремесленник, а то авторов у нас много, а режиссеров нет

Детство и юность

Кинематографист родился 16 июня 1983 года в Москве. Близок ему и Севастополь, где он провел немало времени у бабушки и дедушки. Позже в этом городе были сняты первые полнометражные картины режиссера.

Отец звезды, драматург Алексей Шипенко, уехал за границу через 9 лет после появления сына. Мальчик остался в российской столице с мамой, трудившейся в Останкино. Клим часто приходил к ней на работу, чтобы понаблюдать за съемками телешоу. Там же познакомился с Владиславом Листьевым, оказавшим влияние на формирование его мировоззрения.

В старших классах юноша понял, что хочет связать биографию с режиссурой, и начал посещать киношколу. Но занятия показались ему скучными, и вскоре Шипенко отправился по обмену в США. Там он окончил факультет кинопроизводства Калифорнийского университета в Нортридже, параллельно занимаясь в актерской студии. Диплом Клим защищал как оператор, под ним даже есть подпись знаменитого Арнольда Шварценеггера.

Фильмы

После получения высшего образования молодой режиссер вернулся в Россию. Решение было связано с тем, что все его сценарии были о российских или европейских реалиях, а вот о США не писалось. Но на родине Клима никто не ждал, а сюжеты не хотели экранизировать. Благодаря знакомствам матери, Шипенко устроился работать на Первый канал, где участвовал в создании автомобильной передачи.

Первые короткометражные проекты кинематографист снял на личные средства, заручившись поддержкой друзей. Они были показаны на фестивалях, но не принесли ему популярности. Впервые о звезде заговорили, когда на экраны вышла мелодрама «Непрощенные». Клим не только выступил в качестве режиссера, но и написал сценарий, а еще сыграл небольшую роль.

Затем вышел детектив «Кто я?», основанный на реальных событиях, описанных в газетной статье. Главные роли в картине исполнили Александр Яценко и Жанна Фриске, но в съемках участвовали и обычные люди, что помогло сделать картинку живой и объемной.

View this post on Instagram

A post shared by Klim Shipenko (@klim_shipenko)

Следующим проектом, пополнившим фильмографию звезды, стала драма «Салют-7». Консультантами при производстве картины выступали космонавты Сергей Крикалев и Александр Лазуткин. Также при съемках ленты использовалась книга «Записки с мертвой станции», написанная еще в 1999 году Виктором Савиных. Вышедшая в прокат работа режиссера была о и номинацией на «Нику».

Вдохновившись успехом, Шипенко взялся за создание сразу двух новых фильмов – драмы «Текст» и комедии «Холоп». Они остались без финансирования от государства, но это не остановило кинематографиста, который заручился поддержкой частных компаний.

View this post on Instagram

A post shared by Klim Shipenko (@klim_shipenko)

Несмотря на разгромные отзывы, картину положительно оценили критики. В копилке наград звезды появился еще один «Золотой орел» и премия Ассоциации продюсеров кино и телевидения. Не оставили ленту без внимания и журналисты «Кинорепортера»: они объявили «Текст» проектом года. Исполнитель главной роли Александр Петров назвал эту работу в числе самых ярких в фильмографии.

Реакция на «Холопа», наоборот, была преимущественно положительной. По итогам проката он был признан самым кассовым в истории российского кино, что вывело творчество режиссера на новый уровень. Сам он считает секретом успеха удачное время для выпуска на экраны. Комедию показывали в период новогодних каникул, когда зрителям хочется отдохнуть и посмеяться. К тому же зимой все стремятся окунуться в лето, а тогда и происходят события ленты.

Ажиотаж вокруг «Текста» и «Холопа» позволил режиссеру получить помощь от Фонда кино при создании триллера «Декабрь» о Сергее Есенине. Над сценарием картины Клим работал вместе с отцом. Они решили сосредоточить внимание на последних днях жизни знаменитого поэта. Его воплотил Александр Петров, который восхитил поклонников фото в образе, опубликованным на странице «Инстаграма».

Клим ШипенкоХорошо, что я ремесленник, а то авторов у нас много, а режиссеров нет

— Хорошо, а на каких режиссеров ты чаще всего «оглядываешься»?

— Прости, вспомнил, сейчас я тебе конкретизирую, что я имею в виду. Есть фильм про семейные взаимоотношения, брак и так далее — «Брачная история» и «Нелюбовь», а есть вот «Исчезнувшая» Финчера. Мне вот больше нравится «Исчезнувшая», потому что там есть сюжет, абсолютно для зрителя понятный. Если ты не хочешь думать про современные проблемы, например, атомизацию общества, то там есть триллер, а на этот триллер Финчер уже нанизывает серьезные проблемы. Мне вот так нравится. Я скорее таким же методом хочу действовать. Финчер увлекся сюжетом, прочитал эту книгу, она его зацепила сначала как триллер, но плюс там есть этот социально значимый пласт. Я уверен, что если б там не было триллера, то он бы не снял этот фильм, это была бы «Брачная история», или «Нелюбовь», или «Елена».

— «Елена» — лишь отчасти про семью, на самом деле. Короче, что делать и кто виноват — это вообще не твои вопросы? Для тебя главное — это сюжет, из которого потом могут вырасти какие-то философские вопросы?

— Они должны быть нанизаны на него, да. Я еще раз повторю. Я же в первую очередь зрительский, жанровый режиссер. Если было бы наоборот, наверное, я иначе расставил бы приоритеты. Но мой организм вот так настроен, я считаю, что должно быть интересно всем зрителям, которые заплатили свою копейку. Я не хочу говорить с ними о проблемах, я считаю, что у зрителя уже достаточно проблем. И он приходит не за проблемой, он надеется, что его заинтригуют. Я не говорю, что зрителя обязательно надо развлекать, но хотя бы заинтересовать, чтобы он думал, гадал.. А там дальше, если ты можешь просунуть туда какие-то проблемы, твои собственные, которые ты там решаешь параллельно, то это уже дальше такой определенный скилл. А если мы сели говорить о проблемах, фильм длится три часа, ну понятно, слушай, я пошел со своими проблемами разбираться, у меня они тоже существуют.

— Ну хорошо, что ты думаешь по поводу каких-то онтологических вещей, связанных с кино? Ну вот есть мнение, что кино осталось в 20 веке, что это был главный медиум 20-го века, а в 21-м оно сильно утратило свои позиции, что оно не опережает реальность, что оно не диктует ее. Была известная статья Сьюзан Зонтаг, которая называется «Закат кино», еще в 90-е, и она писала, что в 50-е кино учило людей носить плащ в хорошую погоду и курить под дождем, а сейчас вот такого отношения к кино у зрителя нет совсем, оно утратило свою магическую сущность. Или есть мнение, что кино было изобретено в двух видах — Эдисоном и Люмьерами, и сегодня из-за всех этих стриминговых платформ, Netflix и так далее и тому подобное, модель Эдисона победила, что люди больше не ходят в кино, коллективный гипноз is over.

— Это большое заблуждение — говорить о том, что стриминговые платформы — не кино. Это тоже кино, просто это другой способ доставки. А что, если у тебя дома стоит телевизор размером в 85 дюймов, и ты сидишь на расстоянии трех метров от него, и хороший звук, и ты смотришь с друзьями. А чем это отличается от того, что ты пошел в кино? Тем, что ты смотришь на Netflix какой-нибудь фильм. Чем это отличается?

— Это отличается с философской точки зрения, ведь кино считалось всегда коллективным переживанием.

— Нет, ну друзья сидят, ты пригласил шесть человек. Я как-то смотрел в зале, было и меньше. У тебя большой экран, хороший звук, ты выключил свет, ты смотришь на Netflix. В чем разница? Мне кажется, тут закралась ошибка, глупо полагать, что кино показывают только в «Ролане», который здесь неподалеку. Мне кажется, это ошибка — говорить о том, что кино — это отдельно стоящее здание, в которое надо прийти и сесть. Часто в неудобное кресло, между прочим.

— То есть ты не скучал по кинотеатрам за время пандемии?

— Я скучал, потому что у меня не всю дорогу был хороший звук и большой экран. Если бы был, то, наверное, не так сильно бы скучал. Для меня сериалы — это тоже кино, я не вижу разницы, не понимаю, чем отличается твой любимый сериал от твоего любимого фильма. Тебе же наверняка хорошего качества нравятся сериалы. Вот «Карточный домик». Чем сериал «Карточный домик» отличается от любого фильма Финчера?

— Ну там все равно нарушаются какие-то конвенции, считается, что в кинотеатр мы ходим, как в гости, а сериалами мы живем. Соответственно…

— Что меняется? Восприятие? Понимаешь, я для себя так не формулирую, что кино умерло. Да нет. Как видишь, не умерло, люди же ходили в кинотеатры до коронавируса. Есть как бы надежда, что они опять будут ходить. При этом люди смотрели сериалы и до коронавируса, и уже 10 лет как смотрят. Я сериалы начал смотреть вот так вот запоем с момента выхода «Блудливой Калифорнии» и «Безумцев», ну это было, мне кажется, уже больше 10 лет назад. И ничего по сути не изменилось, качественных сериалов все равно не так много: так же, как и фильмов. Что касается способа доставки, ну так и диагональ у телевизоров постепенно увеличивается. Я не считаю, что кино умерло. Сериал делается по тем же кинематографическим правилам, просто чуть история растягивается, но с точки зрения съемки, наоборот, сериалы хотят приблизиться к кино. Кино никто не отменял. Многие сериалы уже достигли этого качества. Есть история, которая длится ровно два часа, все. Но ты можешь начать ее растягивать. Фильмы же выходят зачем-то. Вот Netflix же делает фильмы? Они ж могут не делать фильмы, они ж могут только сериалы.

Личная жизнь

Личная жизнь звезды не является тайной для поклонников. Первой супругой режиссера стала актриса Ксения Буравская. Она родила Шипенко сына, получившего имя Дилан. Развод не испортил отношений между бывшими супругами, они остались друзьями.

Вскоре после этого кинематографист познакомился с артисткой и сценаристкой Соней Карпуниной. Их встреча состоялась на дне рождения общего коллеги, Константина Крюкова. Первый поцелуй случился только на 3-м свидании и был обыгран в картине «Все просто», над которой влюбленные работали вместе.

Во время предложения руки и сердца тоже не обошлось без влияния кинематографа. Клим вдохновился сценой из ленты избранницы и подбросил кольцо под кровать, а затем сказал Соне, что туда что-то упало. Свадьба была скромной, но с выкупом невесты и конкурсами.

View this post on Instagram

A post shared by Sofya Karpunina (@sofya_karpunina)

Спустя несколько месяцев после пополнения в звездной семье Сеть всколыхнул ролик, в котором мужчина, похожий на Шипенко, флиртует с Агатой Муцениеце. Режиссер, как и актриса, поспешил опровергнуть домыслы о возможном романе и заявил, что на видео не он. Его жена тоже уверила поклонников, что у пары все в порядке.

Влияние режиссера

На церемонии награждения «Золотого орла» вы попросили Минкульт не штрафовать режиссера Сергея Дворцевого за долг по фильму «Айка». А что, всех авторов надо прощать?

Моя речь относилась исключительно к вопросу Сергея Дворцевого. Всех режиссеров под одну гребенку — это тоже неправильно, потому что у каждого свое кино. Я не говорю, что теперь не нужно никого штрафовать и что в порядке вещей просить у Минкульта деньги на бессрочных условиях. Может быть, кто-то работает с продюсерами, которые недобросовестно себя ведут с деньгами, выделенными на фильм. Просто Дворцевой — это особый случай. Он может ждать снег и потратить на ожидание много времени, но это не прихоть, а его творческий метод. Он признан мировым сообществом, побывал в Каннах, его кино вошло в шорт-лист Оскара. Не всех ведь туда берут! Поэтому я и подумал, что Минкульт должен рассмотреть эту ситуацию отдельно и понять, что штрафовать Дворцевого на неподъемную для него сумму, 7 миллионов, — неправильно.

В своей речи вы в том числе обращались лично к новому министру культуры Ольге Любимовой. Вы получили реакцию на свои слова? Лично она мне ничего не сказала. Но я слышал от людей, близких к Минкульту, что решение могут пересмотреть. Я не считаю, что моя речь имеет большую силу. Это всего лишь была просьба одного режиссера за другого. Кстати, я бы хотел, чтобы вы написали: я не поблагодарил автора книги «Текст» Дмитрия Глуховского со сцены не по каким-то личным причинам, а просто потому, что перенервничал. Я думал все это время, в каких словах попросить за Дворцевого, и остальное выпало из головы — теперь дико переживаю! Также не поблагодарил ни маму, ни жену, ни детей.

После сразу двух успешных фильмов в прокате СМИ о вас стали говорить как об одном из самых влиятельных режиссеров в России прямо сейчас. Вы верите, что это повлияет на поддержку других ваших проектов?

Я к этому стремился — прекрасно, если так! Надеюсь, что мне реже будет отказывать Минкульт и Фонд кино, что мне будет проще искать бюджеты на фильмы. Сейчас мы с продюсером ищем деньги на мой новый проект «Есенин». Два года назад мы уже просили финансирования у Фонда кино, но нам отказали… Хотя я все-таки не понимаю, что такое «влиятельный». Понятно, как может быть влиятельным политик или бизнесмен. Но режиссер в России? Я не знаю, на кого я влияю.

Клим Шипенко сейчас

В 2021 году стало известно, что режиссер отправится на МКС, чтобы снять фильм о космосе. Компанию ему составила актриса Юлия Пересильд. Чтобы получить такую возможность, звезды прошли тщательный медосмотр и специальную подготовку, начавшуюся летом.

В интервью Клим признался, что это стало воплощением его детской мечты. К тому же в прошлом он рассказывал, что во время съемок драмы «Салют-7» было сложно воссоздать эффект невесомости. Зато в космосе такой проблемы точно не будет.

Решение отправить на МКС кинематографистов прокомментировал космонавт Михаил Корниенко. Он отметил отрицательное влияние съемок на графики работы профессионалов и заявил, что фильм «Вызов» можно было смонтировать и с использованием компьютерной графики, поскольку ничего нового создатели показать уже не смогут.

Ссылка на основную публикацию
Похожее