Народная принцесса успела в июне 1995 года побывать в России, посетив в Москве Тушинскую детскую больницу, которой она в рамках благотворительной помощи подарила медицинское оборудование. В ходе ее визита в посольстве Великобритании в российской столице ей была вручена Международная Леонардо-премия, которой с 1992 года награждают меценатов и организаторов деятельности в гуманитарной сфере.
Без сомнения, Диане удалось изменить старомодный облик британской монархии и стать «королевой людских сердец», как и по сей день называют ее на родине.
Как погибла принцесса
Принцесса Диана была женой принца Чарльза, наследника британского престола, с 1981 по 1996 год, однако жить раздельно супруги стали уже в 1992 году.
Диана погибла в автокатастрофе, происшедшей ночью 31 августа 1997 года в Париже, в туннеле под мостом Альма. Водитель автомобиля Анри Поль, в котором ехала принцесса, пытался оторваться от папарацци, и при въезде в туннель на скорости 105 км/ч потерял управление и столкнулся с колонной, разделявшую потоки движения.
Жертвами трагедии стали сама принцесса, ее возлюбленный Доди аль-Файед и водитель. В автокатастрофе выжил только телохранитель Тревор Рис-Джонс. Отец Доди, египетский миллиардер Мухаммед аль-Файед, утверждал, что авария была организована британскими спецслужбами по указанию королевской семьи. В 2008 году британский суд отверг эти обвинения.
«Фельдшеры не узнали ее» Смерть принцессы Дианы глазами судмедэксперта
С точки зрения судмедэксперта, тело человека — безмолвный свидетель случившейся смерти, оно никогда не врет. Остается только эту правду отыскать. Ричард Шеперд был вовлечен в самые громкие дела последнего 20-летия (смерть принцессы Дианы, теракты 11 сентября 2001 года в США), но часто и менее известные случаи оказывались самыми интригующими. Свой опыт Ричард Шеперд описал в книге «Неестественные причины. Записки судмедэксперта». На днях книга выходит на русском языке в издательстве «Бомбора». С разрешения издательства «Лента.ру» публикует фрагмент текста, посвященный поискам причины смерти принцессы Дианы и Доди аль-Файеда.
Я не был дежурным судмедэкспертом по вызову в выходные 31 августа 1997 года: им оказался мой коллега в больнице Сент-Джордж Роб Чапмэн. Ранним утром в тот день Диана, принцесса Уэльская, и Доди аль-Файед погибли в результате дорожно-транспортного происшествия в парижском туннеле — он на месте происшествия, а она в больнице после проведенной операции. Их тела были доставлены на авиабазу Нортхолт в тот же день, и на тот момент коронер Западного Лондона Джон Бертон, который оказался также коронером королевского двора, взял их под свою ответственность. В тот вечер в окружении высокопоставленных полицейских чинов, сотрудников полиции по работе с вещественными доказательствами, ответственного лица по работам на месте преступления, коронера, полицейских фотографов и работников морга, в то время как другие полицейские сдерживали людей на улице, Роб провел вскрытия в Фулеме. Оба умерли от ранений, полученных в результате аварии.
Вопросы, связанные с этими двумя смертями, так никуда и не делись. С целью сдержать неизбежный поток теорий заговора в 2004 году было открыто полицейское расследование. Расследование возглавил сэр Джон Стивенс, тогда старший комиссар лондонской полиции, а впоследствии лорд-судья Стивенс, и он должен был установить, была ли смерть жертв случайной. Новоиспеченный коронер королевского двора Майкл Берджесс предложил мне выступить в роли судебно-медицинского эксперта в рамках этого расследования. Разумеется, оба тела были давно похоронены, так что мне предстояло пересмотреть доказательства, полученные моими коллегами в 1997-м.
Как широко известно, было множество домыслов по поводу причины аварии, однако я не думаю, что были какие-либо сомнения по поводу того факта, что Доди и Диана покинули через черный ход отель «Ритц» в принадлежавшем отелю «Мерседесе» под управлением Генри Пола и, стремительно проезжая по Парижу, уходя от преследования фотографов, их машина врезалась в 13-ю бетонную колонну в туннеле Альма на скорости более 100 км/ч.
При резком торможении машины на такой скорости тела не пристегнутых ремнями безопасности людей не останавливаются вместе с ней. Они продолжают двигаться вперед, бьются о ветровое стекло и приборную панель либо о сидящих перед ними людей. Диана и Доди, находившиеся на заднем сиденье, не были пристегнуты. Не был пристегнут и водитель. Он ударился о руль, а полученные им травмы указывали, что доли секунды спустя его также ударил сзади Доди, который был весьма крупного телосложения и по-прежнему продолжал двигаться со скоростью более 100 км/ч. Генри Пол стал для Доди своего рода подушкой безопасности и мгновенно умер. Та же участь постигла и Доди.
Фото: Jerome Delay / AP
Охранник Доди, Тревор Рис-Джонс, сидел справа от водителя, перед принцессой. Охранники обычно не надевают ремни безопасности, потому что они сковывают движения, однако Рис-Джонс, то ли встревоженный ездой Генри Пола, то ли осознав вероятность аварии, в последнюю минуту пристегнул свой ремень безопасности. Таким образом, его сдержал ремень, а сработавшая подушка безопасности немного смягчила удар, когда в него с заднего сиденья полетело тело Дианы. Она весила значительно меньше Доди, так что ремень Рис-Джонса поглотил часть энергии удара, благодаря чему она получила лишь несколько переломов и небольшую травму груди.
Так как к моменту приезда «скорой» Доди аль-Файед и Генри Пол были, очевидно, мертвы, фельдшеры справедливо стали заниматься ранеными. Они не узнали Диану, которая, как сообщалось, разговаривала. Тревор Рис-Джонс, получивший двойной удар, показался медикам куда более серьезно раненным. Как следствие, разумеется, его забрали первым. В любом случае, Диана была зажата передним пассажирским сиденьем, и ее нужно было оттуда еще извлечь. Рис-Джонса, перенесшего более серьезные повреждения, увезли на первой скорой. После этого Диану извлекли из машины и в срочном порядке забрали в больницу. Никто не знал про небольшой разрыв в вене одного из ее легких. Анатомия человека такова, что этот участок скрыт глубоко в центральной части грудной полости. Давление в венах, разумеется, не такое сильное, как в артериях. Кровь вытекает из них гораздо медленнее, настолько медленно, что обнаружить проблему достаточно сложно, а в случае ее обнаружения устранить ее еще сложнее.
Доди аль-Файед и Диана
Фото: Patrick Bar-Nice Matin / AP
Работники скорой изначально сочли ее состояние стабильным, особенно с учетом того, что она была в состоянии разговаривать. Пока всеобщее внимание было сосредоточено на Рис-Джонсе, кровь из вены продолжала медленно сочиться в ее грудную полость. Уже в машине скорой помощи она постепенно потеряла сознание. Когда у нее остановилось сердце, были предприняты все попытки ее реанимировать, и уже в больнице ее положили в операционную, где врачи обнаружили разорванную вену и попытались ее зашить. К сожалению, было уже слишком поздно. То, что она изначально была в сознании и вообще выжила в результате аварии, было характерно для разрыва жизненно важной вены. Ее травма была такой редкостью, что не думаю, чтобы мне приходилось еще раз с ней сталкиваться за всю мою карьеру. Диана получила очень маленькую травму — только пришлась она на крайне неудачное место.
Ее смерть стала классическим примером того, как мы говорим практически после каждой смерти: если бы только. Если бы только она ударилась о сиденье немного под другим углом. Если бы только она полетела вперед со скоростью на 10 км/ч меньше. Если бы только ее сразу же положили в скорую. Самое же большое «если бы только» в данном случае находилось под собственным контролем Дианы. Если бы только она пристегнула ремень безопасности. Будь она пристегнута, она бы, наверное, появилась на публике два дня спустя с кровоподтеком под глазом, возможно, слегка запыхавшаяся из-за поломанных ребер, а также с подвязанной сломанной рукой.
Причина ее смерти, полагаю, не вызывает никаких сомнений. Однако вокруг этого небольшого, ставшего смертельным разрыва легочной вены оказалось переплетено множество других фактов, некоторые из них достаточно запутанны, чтобы породить множество теорий.
Сторонники теории заговора, в частности, отец Доди, Мохаммед аль-Файед, предполагали, что авария была подстроенной. Самым распространенным предположением было то, что пару убили, так как Диана вот-вот могла опозорить британскую верхушку, объявив о своей беременности. Поскольку я сам не проводил ее вскрытие, то не могу категорически заявлять, что она не была беременна. Роба Чапмэна неоднократно допрашивали по этому поводу, и он объяснил, что никаких признаков беременности ему обнаружить не удалось: изменения в организме можно было бы заметить спустя две и точно через три недели после зачатия, когда она сама еще вряд ли была бы в курсе своей беременности.
Некоторые люди спрашивали меня, могли ли Роба заставить солгать. Могу категорически всех заверить, что нет. Он бы никогда не поступился своими жизненными принципами и не согласился скрыть правду о проведенном вскрытии. И, раз уж на то пошло, я тоже в жизни бы не стал этого делать.
Теории заговоров, однако, основывались не только на предполагаемой беременности Дианы. Были предложены всевозможные объяснения случившейся в ту ночь аварии, и эти теории подпитывались большим количеством нестыковок по этому делу.
Во-первых, были разговоры о второй машине, белом «Фиате Уно», якобы врезавшемся в «Мерседес» до его столкновения с колонной. Установить, однако, что именно случилось, не удалось, потому что ни машина, ни ее водитель — несмотря на обширные поиски по всей Франции и Европе — найдены не были.
Была также и проблема с водителем, Генри Полом. В его крови был обнаружен недопустимый уровень алкоголя, однако его родные, а также те, кто был рядом с ним незадолго до аварии, горячо отрицали, что он был пьян. Последовали обвинения в том, что кровь Пола подменили на чью-то другую, так как в его образце были обнаружены следы препарата, используемого для лечения глистов у детей. Вместе с тем этот препарат также зачастую используют для разбавления кокаина — хотя Пол явно не принимал кокаин, во всяком случае не в ту ночь и не в предшествовавшие несколько дней. Кроме того, уровень угарного газа в крови Пола был запредельно высоким, хотя и не смертельным, и никто не смог найти этому убедительных объяснений.
Фото: AP
Несколько неожиданно для всех тело Дианы было забальзамировано. В больницу для этого прибыл французский гробовщик, однако впоследствии так и не удалось установить, кто и зачем его вызвал: определенно не судмедэксперт в парижской больнице. Возможно, дело в том, что процедура бальзамирования является стандартной для членов королевской семьи, но поскольку тела были сразу же отправлены в Великобританию, и Роб провел вскрытия в течение суток после их смерти, французам не было никакой необходимости вводить в тело Дианы бальзамирующую жидкость. Сделав это, они исключили возможность проведения токсикологической экспертизы. У некоторых это вызвало подозрения, однако так как за рулем были не Диана и не Доди, сложно понять, что могли бы изменить результаты их токсикологической экспертизы.
После многочисленных дипломатических споров и вооружившись большим количеством вопросов, я вместе с группой полицейских отправился в Париж. Французские власти оказали нам не самый теплый или даже любезный прием, однако мы смогли увидеть место аварии и в конечном счете саму машину. Другие специалисты пытались объяснить повышенный уровень угарного газа в крови Пола и сразу же принялись осматривать подушки безопасности, однако я, следуя своей роли, направился, разумеется, в морг.
Здесь я встретился с профессором Доминикой Лекомт, обворожительным судмедэкспертом, которой не посчастливилось дежурить по вызову в ту ночь. Она провела вскрытие Генри Пола. Она хорошо разговаривала по-английски, пока я не принялся обсуждать детали вскрытия, а также возможность того, что образцы крови могли быть перепутаны из-за ошибки в системе регистрации. После этого она больше ничего не сказала и настояла на том, чтобы дальнейшее обсуждение проводилось только через переводчика, и затем частенько советовалась с сидевшим рядом с ней адвокатом.
Надеюсь, она поняла, как сильно я симпатизировал ей и сочувствовал. Типичная субботняя ночь в морге большого города включает жертв аварий, пьяниц, которым не повезло, а также жертв убийств и потасовок. В Париже судмедэксперты, как правило, не занимаются ими в выходные: вскрытия начинают проводить в понедельник утром. Таким образом, профессор Лекомт спала у себя дома, когда посреди ночи ее внезапно в срочном порядке вызвали. Человек с самым часто фотографируемым лицом в мире умер в автомобильной аварии, и тело этой женщины поступило в морг вместе с телами ее водителя и парня. Правительства, родные и международная пресса с нетерпением ждали ее заключения.
Фото: UPPA / Diomedia
Главное правило для громких смертей заключается в том, чтобы притормозить. Делать все медленно. Правильно и в строгой последовательности выполнить все процедуры. Лучше уж соблюсти все эти правила, потому что в случае смерти знаменитости все твои действия будут еще долгое время обсуждаться как публично, так и за закрытыми дверями. Непосредственно во время происходящего судмедэксперт оказывается под давлением обстоятельств, требующих от него немедленно со всем разобраться. В два раза быстрее, чем обычно, и с использованием лишь половины имеющейся обычно информации. Немедленно дать ответ на сложные медицинские вопросы. Я на своем горьком опыте убедился, что благодарности потом в таких делах ни от кого не дождешься. Никогда. Тебя только и делают что критикуют — ты либо сделал что-то, чего делать не следовало, либо (как это чаще всего бывает) не сделал того, что, возможно, стоило сделать.
К сожалению, судмедэксперты в такой ситуации порой все-таки прогибаются под невероятным давлением, требующим от них поспешить, обойтись без формальностей, принять «очевидное». Они начинают действовать не по порядку, в результате чего могут совершить нехарактерные для них неосторожные действия. Думаю, она хорошо постаралась, и, хотя позже я и нашел кое-какие ошибки, у меня к ней нет никаких претензий. И я могу прекрасно понять, как она оборонялась по прибытии британского судмедэксперта, принявшегося задавать ей настойчивые вопросы по поводу соблюдения ею необходимых процедур после того, как семью годами ранее ее внезапно разбудили для выполнения особенно ответственной ночной работы.
Расследование Стивенса обошлось в 4 млн фунтов, и его результатом стал отчет на 900 страниц, который был наконец предоставлен в конце 2006 года. В нем говорилось:
«Мы пришли к заключению, что с учетом всех имеющихся на данный момент доказательств никакого заговора с целью убийства кого-либо из находившихся в машине не было. Это была трагическая случайность».
Рапорт никак не остановил сторонников теорий заговора и уж точно не Мохаммеда аль-Файеда. В 2007 году после значительного давления было объявлено о проведении полного расследования. Меня вызвали в качестве свидетеля-эксперта, и на этот раз Францию удалось убедить предоставить больше материалов. Разумеется, я уже видел полный отчет о вскрытии Генри Пола. Затем, в конце сентября, совсем незадолго до начала нового расследования, французские власти наконец предоставили фотографии со вскрытия Генри Пола.
Перевод И. Чорного
Была ли это случайность
Британский специалист в области безопасности Алан Макгрегор ранее в интервью газете The Sun высказал предположение, что гибель принцессы Уэльской могла быть не трагической случайностью, а спланированным убийством, на подготовку которого могло уйти полгода.
Сотрудничавший со спецслужбами Саудовской Аравии Макгрегор, остался неудовлетворен мерами безопасности в парижском отеле Ritz, в котором незадолго до своей смерти находилась Диана с Доди аль-Файедом. «Я видел так много брешей в обеспечении ее безопасности в этом отеле и ряд других странных вещей, потому это должно было случиться рано или поздно», — сказал он.
«Можно сказать, что все составляющие, которые привели к ее смерти, были просто трагическим совпадением, но часть меня считает, что на процесс подготовки [убийства] могло уйти шесть месяцев», — поделился британский экс-сотрудник спецслужб.
Макгрегор задался вопросом, почему такую важную и статусную персону, как принцесса Диана, было доверено везти шоферу, работавшему в гостинице. «Это должен был быть специально обученный водитель или агент служб безопасности», — подчеркнул он, указав также, что Mercedes, на котором пара должна была уехать, в нарушение мер предосторожности был подан с общественной парковки при гостинице.
«Диана часто говорила, что опасается за свою жизнь, и никто даже не спросил почему», — напомнил Макгрегор.
Принц Уильям и принц Гарри: жизнь после гибели матери
Когда погибла Диана, ее сыновья, 15-летний Уильям и 12-летний Гарри, отдыхали в летней резиденции своей бабушки-королевы в Балморале (Шотландия). Смерть матери стала для них потрясением. По словам принца Уильяма, королева Елизавета II оградила своих внуков от последовавшего за этим медийного ажиотажа. Братья только недавно начали рассказывать о том, как эта разрушительная потеря на них повлияла.
«В то время не было смартфонов или чего-то подобного, поэтому вы не могли получать новости ежеминутно — видимо, к счастью. У нас была возможность уединиться, чтобы оплакать потерю, собраться с мыслями и просто побыть подальше от всех. Мы не подозревали, что реакция на смерть мамы будет такой масштабной», – признался принц Уильям в документальном фильме BBC 2021 года.
В еще одном документальном проекте под названием «Я, которого ты не видишь», младший сын принцессы Дианы, принц Гарри, рассказал о гневе, который он испытывал по поводу последствий смерти матери.
Важно
12 замков и дворцов королевы Елизаветы II. Где живут члены королевской британской семьи
«Я был так зол на то, что с ней произошло, и на тот факт, что правосудия не было вообще. Из этого ничего не вышло. Те же люди, которые гнались за ней в туннеле, фотографировали ее умирающую на заднем сиденье», – сказал сын покойной Дианы.
Принцесса Диана с сыновьями Гарри и Уильямом
Фото: Getty Images
Взрослые принцы открывают памятник своей материв день ее 60-летия
Фото: Getty Images
Брат принцессы, лорд Спенсер, прямым текстом обвинил СМИ в катастрофе и назвал сестру «самым преследуемым человеком современности».
Спасатель рассказал о случившемся
Один из спасателей Ксавье Гурмело вытаскивал Диану из машины и когда он это делал принцесса была еще жива и вполне могла говорить. Он не видел на ней значительных ушибов и не мог предположить, что она умрет. Крови на ней не было совсем. Женщина была в сознании, он даже пытался ее приободрить.
В машине скорой помощи у нее была остановка сердца, но его запустили. Ксавье Гурмело был уверен, что она выживет. Когда из больницы сообщили, что женщина умерла, он не поверил.
Автомобиль «Мерседес» в котором разбилась принцесса Диана в подземный туннель Альма, незадолго до поездки был заменен с другого. Причина-неизвестна. Весь день знаменитость ездила совершенно на другой машине. В Мерседесе был неисправен ремень безопасности на заднем сидении, где сидела принцесса. Выяснилось, что данный автомобиль был наспех отремонтирован после аварии. Водителя предупредили о том, что нельзя на нем ехать быстрее 60 км в час.
И самый интересный факт, был выбран маршрут, по которому все камеры были сломаны.
Молчание королевы: Елизавета II держала паузу 5 дней
Королева Елизавета II ждала пять дней, чтобы публично заявить о смерти своей бывшей невестки. После гибели народной принцессы она стала объектом пристального внимания. После аварии Ее Величество решила остаться с Гарри и Уильямом в Балморале и планировала вернуться незадолго до похорон. Однако из-за того, что обращение к народу последовало с задержкой, королева и ее семья подверглись критике. Это даже послужило сюжетом для фильма «Королева» (2006), главную роль в котором сыграла Хелен Миррен.
Реакция монаршей семьи на смерть Дианы была показана в фильме «Королева» 2006 года
Мэри Фрэнсис, помощница Елизаветы II, была поражена контрастом между громкой реакцией мира на смерть Дианы и молчанием королевской семьи.
«В первую очередь это была семья, которая пережила личную трагедию, особенно внуки королевы… Я думаю, что семья была несколько медлительной. Возможно, необходимо было выступить, продемонстрировав, что они разделяют горе страны по поводу смерти принцессы», – заявила она в комментарии Newsweek в 2021 году.
Появившись наконец перед публикой, Елизавета II сказала:
«Мы все испытали сильные эмоции в последние несколько дней. То, что я говорю вам сейчас, как ваша королева и как бабушка, я говорю от всего сердца. Во-первых, я хочу отдать дань уважения Диане. Она была исключительным и одаренным человеком. В хорошие и плохие времена она никогда не теряла способности улыбаться и смеяться, вдохновлять других своей теплотой и добротой. Я восхищалась и уважала ее за ее энергию и преданность другим, особенно за ее преданность двум ее мальчикам».
Королева только через 5 дней после смерти Дианы обратилась к народу
Диана предсказала аварию
Много лет принцесса Диана жила с мыслью о том, что Чарльз и вся королевская семья хотят убить ее. Хотя догадки принцессы совсем не являются прямым доказательством этого. Было такое письмо, в котором она писала, что ее муж планирует несчастный случай с ее машиной в виде отказа тормозов и травмой головы. Она предполагала, что это нужно ему для того, чтобы был свободен путь к женитьбе на Тигги. Подлинность этого письма подвергалась сомнению. Многие говорили, что это подделка. Жива ли принцесса Диана на самом деле
Ее знакомые говорили, что принцесса Диана никогда не опасалась за свою жизнь. Но если данное письмо действительно было написано ею, это наводит на достаточно грустные мысли.
источник https://newsden.ru/news/
Что может доказывать тот факт, что принцесса жива:
она любила жизнь и была очень общительным человеком. Она мечтала жить обычной жизнью без присутствия прессы. Скорее всего имея такой шанс, она воспользовалась им;
похороны Дианы были в закрытом гробу. Что серьезно ставит под сомнения реальность ее смерти и похорон;
она представляла угрозу королевскому двору, так как слишком открыта говорила о королевских секретах. Важно было ее молчание, поэтому ее удерживать не стали;
есть пара фотографий той женщины из Штатов, она действительно как две капли воды похожа на Диану.