Официальная история рисует Ломоносова в забронзовевшем образе русского просветителя, который, будучи крестьянским отроком, пришел в Москву пешком из деревни. Но есть два нюанса: настоящий Ломоносов был далеко не целомудренным ботаником, и в Москве оказался не только из-за тяги к знаниям.
Настоящей биографии Ломоносова не может и быть, современники его не позаботились об этом. Они смотрели на Ломоносова не как на гениального человека, а как на беспокойную и опасную для общественного благосостояния голову
Виссарион Белинский.
Гравюра Э. Фессара
Портрет Ломоносова наиболее известен по работе этого французского художника. Именно он по заказу Шувалова создал гравюру, по которой его последователи писали фигуру Михаила Васильевича. Этот автор придал ученому ту позу, которую можно видеть на всех последующих картинах. На его гравюре Ломоносов изображен за работой с пером и бумагой в руке. Он одет в расшитый золотом кафтан, его лицо обращено к зрителям. Практически не менялся и фон картин: везде авторы изображали рабочую обстановку, а на заднем плане нередко рисовали стекольный завод. Однако Фессар в своей гравюре не проработал в достаточной степени черты лица ученого. Портрет Ломоносова получился у него несколько условным, в стиле живописи 18 века. Художник показал его не столько как личность, сколько как придворного поэта, сочинителя торжественных од.
Работы Шубина
Этот автор показал ученого как богато одаренную личность, как незаурядного мыслителя. Эти черты он отобразил сначала в рельефе из слоновой кости, а затем в масляной картине. Лицо Михаила Васильевича выражает волю, незаурядный ум и сосредоточенность. Эта работа более ценна для потомства тем, что показывает ученого как личность. Скульптурный портрет Ломоносова того же автора является эталонным. Он отличается интимностью: ученый изображен без парика, что дало возможность Шубину показать высокий выпуклый лоб, свидетельствующий об уме и незаурядном мышлении.
На этой скульптуре Ломоносов одет просто: на нем непарадная рубашка с невысоким жабо, что делает его вид немного домашним. Шубин показал изобретателя как человека умного, пытливого и очень энергичного. Существует три экземпляра этого портрета: мраморный, гипсовый и бронзовый. Показателен тот факт, что автор очень уважал ученого, что и отразилось в бережном отношении к его внешности на скульптуре.
Детство и юность
Михаил родился 8 (19) ноября 1711 года в небольшой деревне Мишанинская, которая располагалась в Архангельской губернии. Мальчик с детства был очень трудолюбивым и любознательным. Он помогал отцу, который владел судном и перевозил на нем частные и государственные грузы.
Постигать азы грамоты он начал только с 12 лет. Наставником Миши стал Иван Шубный, сын которого Федот Шубин впоследствии стал известным скульптором. Также в обучении Ломоносова принимал участие Семен Сабельников, служивший дьяком при холмогорском архиерейском дворе. Через два года мальчик освоил основы грамотного письма и чтения.
Страсть Михаила к книгам в родном доме не поддерживали. Постоянные конфликты с мачехой на этой почве, делали жизнь юноши просто невыносимой.
Через некоторое время Ломоносов узнал о том, что отец собирается его женить. Ему пришлось притворится больным, чтобы отложить свадьбу. После этих событий молодой гений решил отправиться в Москву.
Парадное изображение
Описание портрета Ломоносова необходимо продолжить упоминанием работы неизвестного художника, запечатлевшего ученого в традиции, заложенной Фессаром, однако придавшего рисунку ряд новых черт, достойных упоминания. Новая картина отличается особенной парадностью. Автор придал фону бо́льшую живописность: так, например, изображение стекольного завода перенесено на берег моря. Выражение лица Михаила Васильевича – величественное, его костюм отличается богатством: кафтан расшит золотом, а на шее – пышное жабо. Эта картина пользовалась особенной популярностью у современников, поэтому до наших дней дошло несколько экземпляров этой работы неизвестного автора.
Гравюра М. Шрейера
Портрет Ломоносова Михаила Васильевича стал наиболее известен благодаря работе Фессара, которому этот ученый, скорее всего, позировал. Его гравюра оказалась настолько удачной, что все последующие художники, так или иначе, следовали ее схеме. Однако каждый автор вносил свои изменения, которые раскрывают личность ученого с разных сторон.
Гравюру Шрейер выполнил на основе рисунка своего учителя Х. Шульце. В целом рисунок следует устоявшейся традиции, однако Шрейер изобразил ученого в еще более свободной позе: так, например, его рука с пером покоится не на столе, а на колене. Выражение лица ученого – живое, открытое. Он изображен в свободной одежде: его кафтан без всяких украшений и напоминает халат, жабо отсутствует, что придает изображению домашний вид.
Особенности
Характерной чертой этой гравюры является то, что она выполнена в стиле барокко. Несмотря на минимализм композиции, изображение в целом производит торжественное впечатление.
Книги и другие предметы быта разбросаны в живописном беспорядке. И если в предыдущих картинах бытовая остановка служила лишь фоном для фигуры ученого, то в рассматриваемой гравюре натюрморт приобрел самостоятельное значение. Еще одна интересная особенность гравюры заключается в том, что на листе, который держит поэт, автор заменил имя императрицы Елизаветы на имя Петра I, которого поэт также прославлял в своих сочинениях. Михаил Ломоносов, портрет которого интересовал многих художников рассматриваемой эпохи, творил во время господства эпохи барокко, поэтому картина выполнена в указанной стилистике.
Неизвестные факты об известных. Михаил Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов – один из немногих деятелей мировой науки и истории, который был талантлив не в одной, а сразу в нескольких сферах. Причем не только науки, но и культуры. Он занимался химией, физикой, астрономией, писал прекрасные, хоть и кажущиеся нам сегодня слишком «тяжеловесными» стихи, а в свободное от всех этих дел время складывал мозаичные картины. Он внес небывалый вклад в развитие самых разных наук и искусств, что по праву заслуживает сравнения с величайшим гением эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Личность Михаила Васильевича Ломоносова уже давно стала хрестоматийной и успела обрасти различными мифами. ♦ Одним из самых «жареных» фактов для любителей сенсаций считается версия, что Петр Первый может быть отцом Ломоносова. Действительно, Михаил Васильевич боготворил императора, писал в его честь оды
, составлял его мозаичные портреты, а в одном из высказываний даже сравнил его с богом.
<…>Послал нам радость за судьбиной В щедротах неизмерный бог. Орел великий обновился, На высоте своей явился И над Европою парит. Россияне руками плещут, Враги в унынии трепещут, Познав, кто носит скиптр, меч, щит<…></…></…>
Мозаика работы М.В.Ломоносова, 1755-1757
, Государственный Эрмитаж. Но историки уверены: такая любовь не была проявлением родственных чувств. В Архангельске, где родился Ломоносов, царь бывал, и даже трижды. Но намного раньше 1711 года, когда появился на свет будущий ученый.
Прижизненный портрет Ломоносова. Художник Георг Преннер. 1750 год.
В последствии это картина много раз копировалась и пережила немало интерпретаций.
♦ Михайло Ломоносов родился в деревне Мишанинской (сейчас — село Ломоносово)
, расположенной на острове на Северной Двине в Архангельской губернии. Почти все Ломоносовы деревни жили одной артелью, мужчины сообща выходили в море — промысел в суровых северных морях был нелёгким и опасным делом, но он служил главным источником благосостояния Ломоносовых. Михаил начал помогать отцу с десяти лет, выходя на промысел в Белое море и до Соловецких островов.
♦ Бежать в Москву Михаил Ломоносов решил, узнав, что отец хочет женить его . В декабре 1730 года он тайно ночью покинул дом и отправился вместе с караваном с рыбой в Москву. Юноша Ломоносов на пути в Москву.
Художник Н.И. Кисляков, 1948г.
Путешествие до Москвы заняло три недели, и в начале января 1731 года Ломоносов прибыл в Москву. Как вы понимаете, на самом деле Ломоносов добрался до Москвы не пешком
(еще иногда прибавляют, босиком). Т.е. вероятно, что периодически он шел пешком, рядом с обозом (обычно лошадям давали отдохнуть, да и самим размяться хочется), но не весь путь и не один-одинешенек. С собой он взял только одежду и две книжки — «Грамматику» и «Арифметику».
♦ Отправляясь в Москву, Михаил Ломоносов уже был вполне грамотен, чтобы поступить в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. Грамоте Ломоносова обучил дьячок местной Дмитровской церкви. Однако, чтобы быть зачисленным в это известное учебное заведение, Ломоносову пришлось подделать документы и выдать себя за сына холмогорского дворянина.
♦ Стипендия Ломоносова составляла 3 копейки в день. На эти деньги можно было купить примерно 1,5 килограмма мяса или около 4 килограммов хл:). Денег не хватало, поэтому Михаил, как и многие нынешние студенты, вынужден был подрабатывать.
♦ В марте 1736 года Академия Наук принимает решение отправить в Европу 12 наиболее способных молодых людей из «Спасских школ» для обучения естественным (физика, химия) и техническим наукам (металлургия, горное дело). Во время учебы в Марбурге Ломоносов освоил не только точные науки, но и умение обращаться со шпагой. И в таком совершенстве, что любившие позадираться немецкие студенты обходили его стороной.
Вид дома, где в 1739-1740 гг. жил М.В. Ломоносов, Саксония, г. Фрейберг. 1950-е.
Дом в Марбурге, где жил Ломоносов. Наши дни.
Мемориальная доска на этом доме.
♦ Переехав в Германию, Ломоносов поселяется в доме вдовы немецкого пивовара, на дочери которого (Елизавете) он впоследствии женился. Существует распространенный миф, будто когда Ломоносов уехал из Германии в Петербург, он на два года вообще «забыл» про свою супругу. Ей пришлось разыскивать беглеца через российское посольство. Химик не стал отрицать факт женитьбы и помог жене переехать в Россию. Этой вынужденной разлуке есть объяснение, но оно будет ниже, в разделе «Личная жизнь». Хотя об истинных мотивах Ломоносова можно только гадать. В различных источниках женитьба на Елизавете интерпретируется по разному: от истинной глубокой любви до безысходности после появления незаконорожденного ребенка.
♦ Несмотря на благообразный и спокойный внешний вид (если судить по картинам), Ломоносов был человеком буйного нрава и не сдерживал себя в проявлении эмоций. Однажды, уже в чине академика, он гулял по Васильевскому острову. Смеркалось. На обратном пути, когда ученый шел домой, его окружила подвыпившая троица матросов, которые хотели ограбить одинокого прохожего. Не тут-то было: разгневанное светило науки засветило одному из нападавших в физиономию. Второго грабителя Михаил Васильевич схватил, заставил раздеться, а одежду забрал себе — в качестве трофея. Третьему чудом удалось ретироваться.
♦ Отношения Ломоносова с церковью трудно назвать теплыми. Он бы приверженцем деизма (признание существования Бога и сотворения им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений). В 1757 году достоянием общественности стал его «Гимн бороде»
, в котором поэт описывает такую темную страницу в истории христианства, как сожжение еретиков, и позволяет себе довольно смелые высказывания в адрес священнослужителей. Члены Святейшего Синода не оставили поэтический пасквиль без внимания и стали искать защиты у Елизаветы Петровны. Но она оставила их призывы наказать Ломоносова без внимания. После чего Михаил Васильевич разразился еще одной сатирой с церковным уклоном – «Гимном бороде за суд».
<…> Если кто невзрачен телом Или в разуме незрелом; Если в скудости рожден Либо чином не почтен, Будет взрачен и рассуден, Знатен чином и не скуден Для великой бороды: Таковы ее плоды! <…> (из «Гимна бороде»)</…></…>
♦ За хвалебную и полную комплиментов оду в честь коронации Елизаветы
в 1748 году, Ломоносов получил солидный гонорар – 2000 рублей. Но так как никаких других денег, кроме медных, в России той поры не выпускалось, вознаграждение было выдано Михаилу Васильевичу звонкой монетой. Ее доставили два груженых доверху воза.
М. В. Ломоносов представляется Елизавете Петровне, Борис Артемьевич Чориков, гравюра, XVIIIв. ♦
Ломоносов в буквальном смысле «возродил» уникальную мозаичную технику Древней Руси, пришедшую в киевские храмы еще из Византии сразу после принятия христианства, но к XVIII веку давно утраченную и позабытую. В Риме мозаичное дело продолжало существовать, но секреты его хранились в строжайшей тайне. Однажды привезенные современником из Италии образцы флорентийской мозаики вдохновили Ломоносова на собственные опыты. Ломоносов первым в России стал заниматься цветным стеклом . В результате он получил более двух тысяч оттенков цветного стекла, которые оказались намного богаче, ярче и красочнее итальянских. Заново открыв древний секрет, Ломоносов обратился в Сенат:
«Желаю я, нижайший, к пользе и славе Российской империи завесть фабрику делания изобретенных мною разноцветных стекол»
.
Прошение было удовлетворено, и фабрику построили недалеко от Ораниенбаума (ныне город Ломоносов, Ленинградская обл).Мозаичная мастерская М.В. Ломоносова, Портрет графа П.И. Шувалова (фрагмент), с оригинала неизвестного художника, 1758, Государственный Эрмитаж
М. В. Ломоносов показывает Екатерине II в своём рабочем кабинете свои мозаичные работы, Алексей Кившенко, 1895 ♦ Михаил Ломоносов создал более десятка принципиально новых оптических приборов. Эти приборы использовались им и для астрономических наблюдений. Так, понаблюдав за Венерой
в небольшой телескоп, он уверенно заявил, что на планете есть атмосфера. И, как выяснилось намного позже, был абсолютно прав.
♦ Точно так же поражают и географические открытия ученого. Он предположил существование Антарктиды
задолго до ее обнаружения. ♦ Ученый долго размышлял над природой электричества , но так и не смог найти его источника. И даже пообещал наградить сотней золотых монет того, кто приоткроет для него завесу тайны. Желающих не нашлось.
♦ Он активно изучал электричество атмосферное — то есть молнии. С этим связана одна из научных трагедий: 26 июля 1753 года во время опытов Г.В. Рихман
был убит ударом молнии, что было использовано противниками учёных в Академии наук.
♦ В царствование Петра I и после него царствующий дом в честь различных празднований устраивал грандиозные фейерверки, привлекая к их созданию ученых и затрачивая на их изготовление колоссальные по тем временам средства. В царствование Елизаветы Петровны (1741–1761) к созданию фейерверков был привлечен М.В. Ломоносов, которому поручалась организация фейерверков и иллюминаций.»Изображение фейерверка и иллюминации, которые в новый 1748 год перед зимнем ея императорского величества домом представлены были». Автор рисунка: Э. Гриммель. СПб. 1747
♦ Именно Ломоносов ввел их в обиход аббревиатуры
. Ему первому пришла в голову мысль заменять отдельные фразы начальными буквами этих фраз. Правда, применительно только к одной сфере – учебному процессу в академической гимназии. Например, «НУ» напротив фамилии гимназиста означало, что он «не знал урока», а ББ объясняло, что данный юноша «был болен». Тогда, в 18-м веке, идея не прижилась, зато в 20-м расцвела всеми красками.
♦ ♦ ♦ Создание университета ♦ ♦ ♦
В 1754-м году Михаил Васильевич Ломоносов составил особую записку “О исправлении Академии”, в которой с горечью писал о том, что в Академии ничего не делается для подготовки русских учёных, что вся учебная работа развалена, а за последние семь лет “ни один школьник в достойные студенты не доучился”. К этому времении Ломоносов уже вполне уяснил механизм бюрократических действий в Академии наук. Академические дела быстро не рассматриваются, поскольку советник Канцелярии занят «многими и более важными делами». Ломоносов приходит к мысли о создании самостоятельного и независимого от Академии университета, двери которого были бы открыты для учащихся всей страны. План создания университета в течение долгого времени обсуждался М.В. Ломоносовым с И.И. Шуваловым
, при этом Ломоносов, что университет должен быть устроен “по примеру иностранных… что весьма справедливо”. Без поддержки Шувалова ничего бы не получилось.
Шувалов
не только “пробивал” проект в высших инстанциях, но и взвалил на себя всю организацию дела. Он подбирал профессоров и студентов, устроил при университете гимназию и типографию, а также добился для университета автономии от местных властей” (“История России”). Ломоносов планировал организовать три факультета: • юридический факультет должен был иметь четыре кафедры (“натурального народного права”, “российской юриспруденции”, внутреннего государственного права”, “политики”); • медицинский – три (химии, натуральной истории, анатомии); • философский – шесть (философии, физики, риторики, поэзии, истории и древности).
Ломоносов писал: “Во всех европейских государствах позволено в академиях обучаться… всякого звания людям, не выключая посадских и крестьянских детей, хотя там уже и великое множество учёных людей. А у нас в России при самом наук начинании, уже сей источник регламентом по 24-му пункту заперт, где положенных в подушный оклад в университет принимать запрещается. Будто бы сорок алтын столь великая и казне тяжёлая была сумма, которой жаль потерять на приобретение учёного природного россиянина”.
При университете Ломоносов предполагал устроить гимназию, а позже выступил идеологом создания студенческих общежитий, расположенных вблизи мест обучения студентов.
♦ ♦ ♦ Личная жизнь ♦ ♦ ♦ (из журнала «Наука и жизнь», Статья «Ломоносов. Личная судьба»)
Во время учебы в Марбурге Ломоносов встретил свою будущую жену Елизавету Цильх
, которая, была младше его на 9 лет (позднее в работе «О сохранении и размножении российского народа» он писал, что такая разница в возрасте мужа и жены является оптимальной). Её отец был пивоваром и считался человеком среднего достатка. К моменту приезда Ломоносова его уже не было в живых. Смерть отца подорвала материальное благополучие семьи Цильх. Матери пришлось сдавать часть дома квартирантам, студентам, в их числе был Ломоносов. Скромный в быту, Ломоносов вёл размеренный образ жизни, без излишеств: его завтрак состоял из «нескольких селёдок и доброй порции пива». Он долго присматривался к Елизавете Цильх, наблюдал за ней. Она привлекала его домовитостью, покоем, искренностью. Увлечение Ломоносова милой девушкой переросло в глубокое чувство. Он очень своеобразно понимал любовь, о чём позже написал в учении о красноречии: «Любовь есть склонность духа к другому кому, чтобы из его благополучия иметь услаждение».Портрет работы неизвестного художника из коллекции И. И. Шувалова Молодые люди были знакомы около двух лет, когда в 1738 году между ними произошло объяснение. Ломоносов хорошо понимал всю ответственность, которую брал на себя, выбирая в невесты немецкую девушку. Всё осложнялось двумя моментами: отсутствием у Ломоносова средств к содержанию семьи и принадлежностью его возлюбленной к другой вере. Михайло Васильевич рассчитывал, что его материальное положение в России будет более благополучным для жизни семьи. Следовало уговорить Елизавету переехать в неизвестную для неё страну. В феврале 1739 года они поженились, не обвенчавшись в церкви, и 19 ноября у них родилась дочь Катерина-Елизавета. В церковной метрике с немецкой педантичностью указано: незаконнорождённая, в связи с тем, что их брак был гражданским, а не церковным. (Девочка умерла вскоре после переезда в Петербург.)Пресс для бумаг. М.В. Ломоносова
В 1740 году Ломоносов, наконец, обвенчался с Елизаветой Цильх в церкви реформаторской общины Марбурга. После этого он стремился поскорее уехать на родину и начать научную работу. Он не мог привезти молодую жену на пустое, необжитое место. Супруги договорились, что Михаил вышлет из России жене приглашение и деньги на переезд. К тому моменту Елизавета была беременна вторым ребенком, а ее мать была тяжело больна. Родившийся мальчик умер спустя месяц после рождения, а вскоре умерла и мать Елизаветы.
Пережитые потрясения окончательно убедили Елизавету в необходимости ехать к мужу в Россию. Но от него не было никаких известий… Ломоносов, прибыв в Петербург 8 июня 1741 года, мечтал быстрее заняться научной работой. К сожалению, не всё шло в его жизни так, как ему хотелось. Ломоносов был назначен адъюнктом (помощник профессора, ассистент)
и выполнял различные поручения: составление каталога минералов, переводы статей, оформление научных диссертаций по материалам, привезённым из-за границы. Ему было назначено жалованье в 360 рублей в год, выделены две комнаты в доме Академии наук. Б людо с монограммой Ломоносова. Серебро Академией наук в то время фактически управлял немец Шумахер, руководитель канцелярии, сосредоточивший в своих руках академические финансы. При господстве в Академии немцев природному россиянину с собственным мнением особого продвижения по ступеням научной карьеры не предвиделось. Он видел, как его «обходили» адъюнкты ниже по званию, но обласканные Шумахером. Ломоносов испытывал постоянную зависимость и мелочный контроль со стороны академической бюрократии. Даже садовник-немец не разрешал ему брать овощи из огорода Академии, дрова, свечи и прочее. Учёный был возмущён, его гордая натура протестовала против такого засилья иностранцев. В результате острых и бурных столкновений (в отчёте записано «…поносил профессоров отборной руганью, называл их ворами и такими словами, что и писать стыдно, и делал против них руками знаки самым подлым и бесстыдным образом…»
)в Академии он был подвергнут домашнему аресту и просидел «под караулом» семь с половиной месяцев. Его освободили при условии «просить прощения в учинённых дерзостях» у профессоров Академии, что и было сделано им на заседании конференции Академии в 1744.
Находясь под стражей, Ломоносов несколько раз обращался в Академию наук с просьбой выдать ему денежную сумму в счёт невыплаченного жалованья. В августе 1743 года он писал, что почти целый год не получал денег от Академии и «оттого пришёл в крайнюю скудость»
. Ответ бы таков: «За неимением в казне денег выдать Ломоносову пять рублёв». Чуть позже Ломоносов пишет прошение в Сенат о назначении годового жалованья по должности профессора химии в 660 рублей, так как «химическая наука состоит не только в одной теории, но и в весьма трудной практике, которая и здравью вредительна бывает» .
Дело заключалось в том, что Сенат, назначив его профессором, забыл установить ему оклад. Рассмотрение дела Сенатом затянулось. Шумахер в своём представлении Сенату уклончиво писал: «Профессорам при Академии разные оклады: иным по 860, другим по 660, молодшим по 500». Указ Сената о назначении Ломоносову годового оклада в сумме 660 рублей был подписан только 14 марта 1746 года. Книга «Российская грамматика», М.В. Ломоносов. Санкт- Петербург 1755 г.
Не имея от мужа никаких вестей, Елизавета Цильх начала искать его через русского посланника в Гааге. Ломоносов выслал ей на дорогу сто рублей, и, предположительно, в первой половине 1743 года Елизавета Цильх вместе со своей четырёхлетней дочерью и братом приезжает в Санкт-Петербург. Биографы предполагают, что после её приезда состоялось их венчание в православной церкви, которая не запрещала браки между представителями разных христианских конфессий, но считала обязательным воспитание детей в духе православия. После этого Елизавета Цильх стала носить имя Елизаветы Андреевны Ломоносовой.
Ломоносов оказался однолюбом и всю жизнь испытывал нежность к своей супруге. В собственный дом Ломоносовы въехали 9 сентября 1757 года. Был использован типовой проект «дома для именитых граждан».
Дом Ломоносова на Мойке
Загруженный работой, Ломоносов практически не имел времени на полноценный отдых, развлечения. Для того чтобы не нарушать ритм жизни учёного, семья ограничивала количество гостей в доме.М.В. Ломоносов «Слово о пользе Химии, сентября 6 дня 1751 г говоренное.
Есть свидетельства того, что на балах, маскарадах Михаил Васильевич бывал вместе с женой. На одном из них Елизавета Петровна подарила ей оригинальный веер.
По воспоминаниям жившей у Ломоносовых племянницы Матрёны Евсеевны, в доме учёного всегда радовались гостям, особенно северянам. Тогда «на широком крыльце накрывался дубовый стол, и сын Севера пировал до поздней ночи с весёлыми земляками своими, приходившими из Архангельска на кораблях и привозившими ему обыкновенно в подарок мочёной морошки и сельдей».
Седьмого июня 1764 года дом Ломоносовых посетила императрица Екатерина (см. 4-ю стр. обложки). Она посмотрела мозаичные работы учёного, посвящённые Петру Великому, изобретённые им физические инструменты, наблюдала физические и химические опыты, пообедала с семьёй учёного. После этого императрица пригласила Ломоносовых к себе в гости: «Завтра приезжайте ко мне откушать хл:)-соли, щи у меня будут такие же горячие, какими потчевала нас ваша хозяйка». Книга «Волфианская экспериментальная физика» перевод с немецкого языка М.В. Ломоносова 1760 г.
В Полном собрании сочинений Ломоносова есть ряд документов, свидетельствующих о тяжёлом физическом, моральном и финансовом положении семьи учёного. в последние годы жизни Ломоносов стал чрезвычайно рассеянным и нередко во время обеда «вместо пера, которое он по школьной привычке любил класть за ухо, клал ложку, которою хл:) горячее, или утирался своим париком, который снимал с себя, когда принимался за щи…».
Четвёртого апреля 1765 года, в пять часов вечера, простившись с женой, дочерью и другими людьми, находившимися в доме, первый российский академик скончался.
После смерти мужа Елизавета Андреевна оказалась в тяжёлом материальном положении. Как статской советнице, Елизавете Андреевне положен был годовой оклад мужа в размере 1875 рублей, за вычетом долга Академии наук в размере 667 рублей 45 с половиной копеек. Однако этих денег она так и не получила. Седьмого мая 1766 года вдова Ломоносова просила И. Елагина, близко находившегося к императрице, помочь ей получить пенсию. Елизавета Андреевна не смогла устоять против бед, которые упали на её плечи и в 1766 году умерла. Не известны ни точная дата её смерти, ни место захоронения. Она пережила мужа лишь на полтора года, прожив на свете всего сорок шесть лет.
Изменения
В науке существует предположение, что Шрейер и его учитель Шульце использовали в качестве тела фигуру известного французского поэта Ж. Б. Руссо, а поверх наложили портрет Ломоносова, внеся необходимые изменения.
Исследователи отмечают, что такой художественный прием оказался настолько хорошим, что гравюра считается одним из наиболее удачных изображений поэта и ученого. Тем не менее, некоторые черты барокко заменены на стиль классицизма, так как авторы не хотели слишком противоречить эпохе.
Картина неизвестного художника
Ломоносов, портрет, фото которого представлены в настоящем обзоре, часто становился объектом внимания художников 18 века благодаря неординарности его личности. К 18 веку относится картина неизвестного художника, написанная маслом. На полотне ученый изображен по грудь, композиция в целом повторяет гравюру Фессара. Костюм Михаила Васильевича сильно упрощен по сравнению с другими его изображениями. Ученый нарисован в парике, который в этот раз прописан очень тщательно, в отличие от гравюры Фессара, где этот важный компонент представлен схематично.
Ученые отмечают, что на этом портрете автор особенно постарался придать черты индивидуальности ученому, как следует прописав лицо. Он очень реалистично показал цвет кожи, впалость глаз, тени на щеках и лбу. По мнению исследователей, эта картина была сделана после смерти изобретателя и поэта по заказу Шувалова.
Учебные заведения в биографии Ломоносова
Михаил сбежал из дома в декабре 1730 года. Он взял собой немного одежды, подаренные соседом книги, и пешком пошел в столицу. По дороге ему посчастливилось встретить рыбный обоз, с которым он продолжил свой путь.
Добраться до Москвы ему удалось только через три недели, в начале 1731 года. Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию юноше пришлось сказать, что он сын холмогорского дворянина и подделать документы.
В учебном заведении ему было не просто. Отсутствие денег провоцировало насмешки одноклассников. Однако благодаря большой тяге к учебе и уникальным способностям, через полгода мальчика уже перевели во второй класс, и практически сразу – в третий.
Много времени Ломоносов уделял самообразованию. Он изучал в одном из монастырей старинные летописи, патристику и другую богословскую литературу. Также его интересовали древнерусские книги различных жанров, издания философского, технического и светского содержания.
Картина Л. Миропольского
Портрет М. В. Ломоносова, выполненный этим малороссийским художником, стал наиболее известным среди других изображений ученого. Следует отметить, что эта картина является копией прижизненного изображения поэта и изобретателя, выполненного художником Г. Преннером. Е. Дашкова, которая возглавляла в 18 веке две Академии, заказала сделать копию известному живописцу Миропольскому. Работа была выполнена после смерти ученого в 1787 году.
Что читать у Ломоносова?
Алексей Кившенко. Ломоносов показывает Екатерине II в своем рабочем кабинете собственные мозаичные работы. 1880
Петр Борель. Посещение М.В. Ломоносова императрицей Екатериной II. Конец XIX в.
Иван Федоров. Императрица Екатерина II у М.В. Ломоносова. 1884
Читать Ломоносова для развлечения, честно говоря, трудно. Сегодня его слог кажется нам тяжеловесным и непонятным. Да чего уж там — уже в начале XIX века Ломоносов считался устарелым. Пушкин писал про него: «Оды его, писанные по образцу тогдашних немецких стихотворцев, давно уже забытых в самой Германии, утомительны и надуты».
Однако для понимания истории литературы ознакомиться с некоторыми его трудами нужно. Необходимый минимум — ода «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», достаточно бойкая и простая по языку. Никто ее перечитывать не любит, но на цитаты она разошлась, одна из них: «…может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать». А еще — перевод «Carmina III XXX» Горация, знаменитого «Памятника». Вариант Ломоносова начинался со строк «Я знак бессмертия себе воздвигнул / Превыше пирамид и крепче меди» и положил начало длинной череде русских переводов — помимо классического пушкинского, тут отметились Державин, Батюшков, Фет, Брюсов и множество других (почти сорок авторов).
Из любопытства можно посмотреть на другие переводы Ломоносова — например, фрагменты из «Илиады» Гомера. Нам, привыкшим к Гнедичу или Вересаеву, его высокопарный устарелый слог позволяет взглянуть на текст под новым углом: «Пустила по земли заря червленну ризу». Также Ломоносов переводил с латыни отрывки Вергилия, Овидия, Марциала, Сенеку, Ювенала и других авторов, с французского — Фенелона и Руссо, с немецкого — менее известных авторов.
Ах, жалко! без тебя лилеи почернели, И ясные струи, и вина мне противны: Но если придешь ты, лилеи побелеют, И ясные струи, и вина будут сладки.
Отрывок из «Буколик» Кальпурния
Приятны его стихи «Я долго размышлял и долго был в сомненье», которые он вставил в свой научный труд «Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санктпетербургской Академии наук майя 26 дня 1761 года». Поэтическим слогом Ломоносов пишет там о ходе планет и фазах луны. Можно найти у него и другие жемчужины, главное — не забывать побыстрее пролистывать весь тот официоз, за который польщенные монархи и сановники жаловали его деньгами и должностями — да, и в XVIII веке бывала «джинса».