В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Анофриев.
Олег Анофриев | |
Имя при рождении | Олег Андреевич Анофриев |
Дата рождения | 20 июля 1930(1930-07-20)[1] |
Место рождения |
|
Дата смерти | 28 марта 2018(2018-03-28)[2](87 лет) |
Место смерти |
|
Гражданство | СССР→ Россия |
Профессия | актёр, кинорежиссёр, певец, композитор, поэт |
Карьера | 1954—2018 |
Направление | поп |
Награды |
IMDbID 0030456liveinternet.ru/users/ol…
Оле́г Андре́евич Ано́фриев
(20 июля 1930, Геленджик, Северо-Кавказский край, СССР — 28 марта 2021, Козино, Одинцовский район, Московская область, Россия) — советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, автор и исполнитель песен[3]; народный артист России (2004)[4].
Содержание
- 1 Биография 1.1 Происхождение
- 1.2 Великая Отечественная война
- 1.3 Карьера
- 1.4 Общественная позиция
- 1.5 Об отношении к религии
- 1.6 Болезнь и смерть
- 1.7 Память
2 Семья3 Творчество
3.2 Постановки4 Фильмография
4.2 Режиссёр4.3 Вокал в фильмах4.4 Озвучивание мультфильмов4.5 Дубляж4.6 Работы на телевидении4.7 Автор песен4.8 Исполнитель песен5 Дискография6 Радиоспектакли7 Награды и звания8 Фильмы об Олеге Анофриеве9 Примечания10 Литература11 Ссылки
«Бременские музыканты»
Фото: кадр из мультфильма «Бременские музыканты». Режиссер Инесса Ковалевская. Сценарист Юрий Энтин, Василий Ливанов
Всесоюзная слава пришла к Анофриеву в 1969 году после выхода «Бременских музыкантов». Он озвучил и спел песни практически всех героев мультфильма, кроме Принцессы и Осла. Кстати, Анофриев хотел спеть и за Принцессу, но ее партия была написана для лирико-колоратурного сопрано.
В результате героиню озвучила вокалистка Эльмира Жерздева, а Осла – поэт и автор текстов к известным песням «Королева красоты» и «Наша служба и опасна, и трудна» Анатолий Горохов.
Биография
Происхождение
Олег Анофриев родился 20 июля 1930 года в Геленджике в семье врача, заведующего медкабинетом на ГПЗ-1, Андрея Сергеевича Анофриева и домохозяйки Марии Гавриловны Анофриевой. Хотя семья жила в Москве, Олег родился в Геленджике, потому что во время летних курортных сезонов отец ежегодно получал назначение главным врачом в санатории на Черноморском побережье (когда родился сын, он был главным врачом санатория МГУ).
С 6-го класса занимался в школьном драмкружке, обладал хорошими вокальными данными[5].
Великая Отечественная война
В октябре 1941 года Олег Анофриев с матерью эвакуировались в Свердловск, откуда позже их забрал в Москву комиссованный из армии отец[5].
Карьера
После окончания средней школы в 1950 году поступил в Школу-студию МХАТ (курс Сергея Блинникова и Георгия Герасимова)[6]. Дипломной работой Анофриева была роль Тони Лумникса в спектакле «Ночь ошибок»
по пьесе Оливера Голдсмита.
В 1954 году, окончив школу-студию, по распределению был направлен актёром в Центральный детский театр.
В 1960—1962 годах — актёр Театра имени В. Маяковского.
В 1962—1972 годах — актёр Театра имени Моссовета.
В 1972—1995 годах — актёр Театра-студии киноактёра, некоторое время работал его главным режиссёром.
Начиная с 1990-х годов Анофриев почти не снимался в кино, продал свою трёхкомнатную московскую квартиру и переехал жить в подмосковную деревню[7].
В 1992 году дебютировал как кинорежиссёр, поставив фильм «Быть влюблённым» с Галиной Польских, Светланой Немоляевой и Александром Лазаревым в главных ролях. В этой картине Анофриев выступил одновременно и в качестве композитора.
В середине 1990-х годов был ведущим телепередачи «Сказочный полдник» на канале РТР.
В 1999 году вёл программу «Домашняя библиотека» на ОРТ.
В 1999 году выпустил книгу «Солдат и балерина», где собраны стихи, тексты песен, воспоминания об актёрах, режиссёрах, исполнителях, с которыми ему довелось работать и встречаться в жизни (Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Серафима Бирман, Николай Охлопков, Николай Крючков, Евгений Весник, Георгий Вицин, Анатолий Папанов, Валентин Гафт, Майя Кристалинская и другие).
Общественная позиция
Не состоял ни в одной политической партии, однако в 1999 году входил в группу поддержки создания избирательного блока «Единство» («Медведь»)[8].
Положительно оценивал деятельность Владимира Путина[9] и Сергея Шойгу[8].
В 2014 году в интервью газете «Культура» заявил, что на Украине «орудуют» «сентиментальные убийцы, страдающие комплексом неполноценности», целью которых стали «Донецкая и Луганская области — русские люди, которые давно освоили эту территорию и жили на ней собственным трудом»[10]. Тем не менее, он не разделял позиции Олега Табакова, который в интервью от июля 2015 года критически высказывался об украинцах[8].
Об отношении к религии
В 2021 году заявил, что является христианином уже более 50 лет, однако при этом сообщил, что не верит в институт церкви и в посредников между ним самим и Богом[9].
Болезнь и смерть
На протяжении жизни Анофриев страдал от ишемической болезни сердца. В возрасте 35 лет перенёс инфаркт. В 2007 году ему была сделана операция аортокоронарного шунтирования[11].
Скончался 28 марта 2021 года на 88-м году жизни в своём загородном доме в посёлке Козино Одинцовского района Московской области, где жил с семьёй в последние годы. Смерть была зафиксирована в 12:45.[12][13][14].
Прощание с Анофриевым состоялось 30 марта в траурном зале Центральной клинической больницы Управления делами Президента Российской Федерации в Москве. Похороны прошли в тот же день на Аксиньинском кладбище Одинцовского района Московской области.
Могила Анофриева
Память
20 июля 2021 года, в день 90-летия со дня рождения Олега Анофриева на его могиле был торжественно открыт памятник (автор — художник-дизайнер Александр Балаян)[15][16]. Также именем Анофриева была названа улица в Геленджике.
Личная жизнь
Романтическая история знакомства артиста с будущей женой описана им самим в рассказе «Любовь-тоска». В середине 1950-х Анофриев, отдыхая на юге, познакомился с симпатичной девушкой, оказавшейся, как и он, москвичкой. Договорились встретиться после возвращения домой. Но телефона у девушки не было, и она дала номер подруги. Однако и это препятствие не помешало актеру вновь встретиться с новой знакомой. Именно она – Наталья Отливщикова – и стала супругой актера.
Личная жизнь Олега Анофриева была связана с этой замечательной женщиной с 1955 года. Вскоре после женитьбы у них родилась дочь Маша. Она подарила родителям троих замечательных внучек Наталью, Марию и Анастасию.
Наибольшее счастье Олег Анофриев испытал, когда внучка Мария подарила ему правнука Олега, названного так, конечно же, в честь знаменитого прадеда. Мальчик оказался первым мужчиной, рожденным в семье актера за последние 80 лет. Ему Анофриев даже посвятил стихи, где есть строчка: «От Олега до Олега ровно 80 лет».
Семья
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 15 декабря 2021 года . |
- Жена — Наталья Георгиевна Отливщикова (род. 1932), врач. Дочь — Мария Олеговна Солоденина (род. 1959), врач-остеопат.
Старшие братья по матери — Сергей Максимович Анофриев, Владимир Максимович Анофриев.Племянник — Борислав Борисович Струлёв (род. 1976), виолончелист[17]; племянница — Татьяна Анофриева (1941—26.07.2019), бывший дирижёр (хормейстер) БДХ, заслуженная артистка России.
Творчество
Роли в театре
Центральный детский театр (1954—1960 гг.)
- 1954 — «Мнимый больной» Мольера; реж. Олег Ефремов
- 1954 — «В добрый час!» В. Розова; реж. Анатолий Эфрос — Вадим Развалов
- 1955 — «Димка-невидимка» (музыкальная комедия)[18]; реж. Олег Ефремов — Вася, сосед Димки
- 1956 — «Двадцать лет спустя» М. Светлова; реж. Борис Бибиков, Ольга Пыжова — Костя-Налево
Театр имени Моссовета (1962—1973 гг.)
- 1962 — «Василий Тёркин» А. Твардовского; реж. Александр Шапс — Василий Тёркин
- «Время любить» Б. Ласкина — Ромашкин [3]
- 1967 — «Шторм» В. Билль-Белоцерковского; реж. Юрий Завадский — матрос Виленчук
- «Маленькая студентка» Н. Погодина — Худышкин
- «Весенние скрипки» А. Штейна — Гоша
Театр-студия киноактёра
- «Тебе одной и об одной тебе», моноспектакль О. Анофриева
Постановки
Московский государственный академический театр оперетты
- 1992 — «Только не это, синьор Хуан!», мюзикл по пьесе «Последняя женщина сеньора Хуана» Л. Жуховицкого — сценарист, поэт, композитор (совместно с Н. Друженковым), режиссёр[19][20].
Мытищинский театр драмы и комедии ФЭСТ
- 2004 — «Тень», мюзикл по пьесе Е. Шварца — поэт, композитор[19].
Фильмы
На сцене ЦДТ Анофриев сделал свои первые шаги в профессии. Ему повезло работать бок о бок с Геннадием Печниковым и Львом Дуровым.
Олег Анофриев в фильме «Девушка с гитарой»
Но серьезные роли Олегу Андреевичу достались лишь через 2 года, когда он перешел на работу в театр имени Моссовета. Анофриеву доверили играть Василия Теркина в одноименной постановке.
Эта роль была сыграна так, что актерское мастерство Анофриева оценили даже за рубежом, куда ездил на гастроли театр. В Болгарии артист стал национальным героем. Один из городов этой страны – Русса – присвоил российскому артисту звание почетного гражданина.
Кинематографическая биография Олега Анофриева началась после выхода на экраны комедии «Секрет красоты». Но по-настоящему зрители оценили и запомнили актера, когда увидели фильм «Девушка с гитарой». Картина, где кроме Анофриева появились Фаина Раневская, Людмила Гурченко и Михаил Жаров, вошла в золотой фонд отечественного кинематографа. Запомнилась картина не только замечательной игрой артистов, но и песнями в исполнении Анофриева.
Олег Анофриев в фильме «Инкогнито из Петербурга»
Еще одним запоминающимся фильмом в актерской карьере Олега Анофриева стала экранизация одноименной повести Василия Аксенова «Коллеги», в которой артист исполнил песню «Палуба».
Но не этот фильм, а другой под названием «Друзья и годы» Олег Анофриев называет своим любимым. В нем его герой Вадим Лялин спел песню «Это было недавно, это было давно». Она тут же превратилась в шлягер.
В 1972 году актер решил бросить театр ради кино. В последовавшем десятилетии на экраны вышли замечательные картины с его участием. В комедии «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» он сыграл артиста оркестра. В картине «Северный вариант» зрители увидели Олега Анофриева в образе бригадира нефтяников Юрия Кожеватова.
Фильмография
Актёр
Год | Название | Роль | |
1955 | ф | Секрет красоты (короткометражный) | Эдик, стиляга |
1955 | ф | За витриной универмага | Слава Сидоркин, комсорг отдела готового платья |
1956 | ф | Путешествие в молодость | Кока Крушинский, стиляга |
1956 | ф | В добрый час! | Вадим Развалов |
1958 | ф | Девушка с гитарой | Савушкин |
1960 | ф | Простая история | молодой агроном |
1961 | ф | Артист из Кохановки | Миша, техник-строитель |
1961 | ф | Алые паруса | Летика, матрос Грэя |
1962 | ф | Весёлые истории | Федька |
1962 | ф | Коллеги | Владька Карпов |
1964 | ф | Сказка о потерянном времени | старый Петя Зубов |
1965 | ф | Друзья и годы | Вадим Лялин |
1966 | ф | Проверено — мин нет | Мамалыжкин, советский сапёр |
1969 | ф | Похищение | пожарный |
1969 | ф | Фитиль №85 (сюжет «Подснежники») | лыжник |
1970 | ф | В Москве проездом… | Олег |
1971 | ф | Алло, Варшава! | Стефан Скавронский, заместитель редактора |
1972 | ф | Масштабные ребята | рассказчик |
1973 | ф | Берега | от автора |
1974 | ф | Автомобиль, скрипка и собака Клякса | музыкант |
1974 | ф | Северный вариант | Кожеватов |
1975 | ф | Мой дом — театр | Шмыга |
1975 | ф | Под крышами Монмартра | Франсуа |
1976 | ф | Первый рейс | Сергей |
1976 | ф | Обыкновенная Арктика | Степан Грохот |
1977 | ф | Инкогнито из Петербурга | Пётр Иванович Бобчинский |
1978 | ф | Додумался, поздравляю! | Евгений Чернов |
1978 | ф | Случайные пассажиры | инспектор ГАИ, старший сержант милиции |
1978 | ф | Солнце, снова солнце | Копейка |
1978 | ф | Кот в мешке | Панин |
1978 | ф | Схватка в пурге | шофёр Миша |
1978 | ф | Пока безумствует мечта | Такао-хара, японский пилот |
1978 | ф | Поворот | адвокат |
1979 | ф | Ссыльный № 011 | Надеин, поручик |
1979 | ф | Примите телеграмму в долг | участковый милиционер |
1979 | ф | Бабушки надвое сказали… | милиционер |
1981 | ф | Будьте моим мужем | отдыхающий-ветеринар |
1982 | ф | Там, на неведомых дорожках… | Соловей-разбойник |
1982 | ф | Нежданно-негаданно | сосед Жанны, библиофил |
1983 | ф | Спокойствие отменяется | дед Потап |
1983 | ф | Человек на полустанке | Василий |
1983 | ф | Тайна виллы «Грета» | главный редактор |
1984 | ф | Герой её романа | Петя Божко |
1985 | ф | После дождичка в четверг | царь Авдей |
1986 | ф | Хорошо сидим! | шеф |
1986 | ф | Секунда на подвиг | Гуренко |
1987 | тф | Гардемарины, вперёд! | Нолькен, шведский посол |
1987 | ф | Человек с бульвара Капуцинов | тапёр |
1989 | ф | Криминальный квартет | Матвей Иосифович Фельдман (МИФ), завскладом |
1989 | ф | Две стрелы. Детектив каменного века | Барабанщик |
1990 | ф | Захочу — полюблю | Хмылёв |
1992 | ф | Назад в СССР | таксист |
1995 | ф | Маша и звери | дедушка |
1995 | ф | Московские каникулы | командир самолёта |
1996 | ф | Бродвей моей юности | Имя персонажа не указано |
1997 | тф | Звёздная ночь в Камергерском | участник капустника МХТ |
1999 | ф | Опять надо жить | начальник станции |
Режиссёр
- 1992 — Быть влюблённым (режиссёр и композитор)
Вокал в фильмах
- 1958 — «Девушка с гитарой» — исполнение песни «Каждый день с тобою рядом» (дуэт с Ларисой Соболевской)
- 1961 — «Артист из Кохановки» — исполнение песни «А сердце так стучит»
- 1962 — «Коллеги» — исполнение песни «Палуба»
- 1964 — «Хоккеисты» — исполнение песни «Синий лёд»
- 1965 — «Друзья и годы» — исполнение песни «Это было недавно, это было давно»
- 1965 — «Петух» исполнение «Песенки ни о чём»
- 1966 — «Проверено — мин нет» — исполнение песни «Солдатское письмо»
- 1968 — «Улыбнись соседу» — исполнение финальной песни
- 1969 — «Последние каникулы» — исполнение песни «Ты погоди» (дуэт с Зоей Харабадзе)
- 1970 — «Приключения жёлтого чемоданчика» — исполнение песни «Весёлый ветер»
- 1971 — «Френсис Дрейк» — исполнение песни «Давно покинув землю» (автор музыки и слов)
- 1972 — «Точка, точка, запятая» — исполнение песен «Будьте здоровы», «Точка, точка, запятая»
- 1972 — «Масштабные ребята» — исполнение песен «Белая земля», «Дом непросто сложить», «Удивительное дело», «Помнится, давным давно» (дуэт с Ларисой Голубкиной)
- 1973 — «Земля Санникова» — Крестовский — «И солнце всходило», «Есть только миг»(вокал)
- 1973 — «Берега» — В лесу (вокал), от автора
- 1973 — «Жили три холостяка» — Андрей (вокал)
- 1974 — «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» — вокал
- 1974 — «Северный вариант» — «Песня геологов» — вокал
- 1975 — «Не может быть!» — вокал, финальная песня
- 1975 — «Что с тобой происходит?» — (вокал)
- 1975 — «Капитан Немо» — Женщина с зелёными глазами(вокал)
- 1976 — «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» — вокал
- 1976 — «Солнце, снова солнце» — «Марш кинематографистов» — вокал
- 1976 — «Сделано в Фитиле. Выпуск 3» — «Песня об улыбке» — вокал
- 1977 — «Волшебный голос Джельсомино» — король Джакомон, Калимер (вокал)
- 1977 — «Инкогнито из Петербурга» — Хлестаков «Ах,Петербург» (вокал)
- 1978 — «Голубка» — «Твой поезд отходит» (вокал с Татьяной Дасковской)
- 1978 — «Живите в радости» — Скажи, зачем нам друг друга терять? (вокал)
- 1978 — «Кот в мешке» — «Одуванчики», вокал
- 1981 — «Шофёр на один рейс» — «Из дома вышел человек» (вокал за Юрия Дуванова)
- 1982 — «Гляди веселей» — Ходжа Насреддин, багдадский вор (вокал)
- 1982 — «Принцесса цирка» — Тони, князь (вокал)
- 1982 — «Там, на неведомых дорожках…» — Чумичка (вокал)
- 1983 — «Двое под одним зонтом» — Песня о цирке (вокал)
- 1983— «Приключения маленького Мука» — Песня скорохода / Песня тюремщика (вокал)
- 1985 — «Осторожно, Василёк!» — «Хорошо быть дедом» (вокал)
- 1986 — «Хорошо сидим!» — Песня алкоголиков (вокал)
- 1987 — «Гардемарины, вперёд!» — вокал
Озвучивание мультфильмов
- 1957 — Снежная королева — Оле-Лукойе (переозвучка восстановленной версии на киностудии им. Горького, 1982 г.)
- 1964 — Ситцевая улица — Хлопкоочистительная машина / Челнок (вокал)
- 1964 — Храбрый портняжка — Портняжка
- 1969 — Бременские музыканты — Трубадур, Атаманша, Пёс, Кот, Петух и другие (вокал)
- 1969 — Что такое хорошо и что такое плохо — Карандаш
- 1970 — Отважный Робин Гуд — Робин Гуд / читает текст
- 1972 — Да здравствует природа! — мотоциклист-браконьер / пёс
- 1973 — Сказка о попе и о работнике его Балде — все персонажи
- 1974 — Шёл трамвай десятый номер… — пассажиры трамвая / исполнение песни о Фоме
- 1974 — Сказка за сказкой («Петер — весёлый обманщик») — вокал / все роли
- 1974 — Как Львёнок и Черепаха пели песню — Черепаха / Львёнок
- 1974 — Состязание — менестрель (вокал)
- 1975 — В порту — мальчик-мексиканец, капитан танкера, крановщик, медведь и другие (вокал)
- 1975 — В стране ловушек — (серия 2 — «Из огня да в полымя») Суховодов
- 1976 — Слушается дело о… Не очень комическая опера
- 1977 — Наш добрый мастер — исполнение песни
- 1978 — Горный мастер — читает текст
- 1979 — Ох, отдохнул — старик
- 1979 — Очень синяя борода — Пёс-шут
- 1980 — Сказка о весёлом клоуне — Клоун (нет в титрах)
- 1981 — Ничуть не страшно — Старый страх / Лохматый страх
- 1982 — Тайна сундука — рассказчик и все роли
- 1983 — Змей на чердаке — Старый страх / Лохматый страх
- 1983 — Где обедал воробей? (в сборнике «Весёлая карусель» № 14) — читает текст
- 1986 — Дореми — все персонажи
- 1991 — Соловей — придворный / посол / Смерть / призраки
Дубляж
- 1946 — Большие надежды — взрослый Герберт Покет (Алек Гиннесс)
- 1961 — Вестсайдская история — Айс (Такер Смит) (дубляж киностудии «Союзмультфильм», 1979 г.)
- 1967 — Книга джунглей — король Луи (дубляж студии «Пифагор», 2007 г.)[21][22]
- 1980 — Мнимый больной — Флеран, аптекарь (Владимир Фирсов)
- 1986 — Хорошо сидим! — третий пассажир (Борислав Брондуков)
- 1993 — Миссис Даутфайр — Дэниэл Хиллард / миссис Даутфайр (Робин Уильямс)
- 1998 — Поли — попугай Поли (Джей Мор)
Работы на телевидении
- 1982 — Спокойной ночи, малыши! — вокал
Автор песен
Олег Анофриев написал более 50 песен, романсов и мелодий, многие из которых звучали по радио, телевидению, в том числе и в кинофильмах. Некоторые из них:
- «Река-судьба»
- «Одуванчики»
- «Колыбельная»
- «Весенняя»
- «Водолаз»
- «Какая песня без баяна»
- «Идеальный ремонт»
- «Лунная дорожка»
Исполнитель песен
Олег Анофриев исполнил и записал свыше 200 различных песен, в том числе к мультипликационным и кинофильмам. Вот некоторые из них:
- 1956 — «Песенка шофёра» для кинофильма «Там, где кончается асфальт» бразильского режиссёра Освальду Сампайю («Не страшны тебе ни дождь, ни слякоть, резкий поворот и косогор…»)[23].
- 1961 — «В урочный день, в урочный час» Юрий Саульский на слова Виктора Орлова для телепередачи КВН
- 1962 — «Песня о друге» Андрея Петрова на слова Григория Поженяна для кинофильма «Путь к причалу».
- 1965 — «Песня ни о чём» для фильма «Петух».
- 1964 — «Спят усталые игрушки» Аркадия Островского на стихи Зои Петровой для цикла передач «Спокойной ночи, малыши!».
- 1969 — Озвучивал мультфильм «Бременские музыканты» (исполнил партии: Трубадура, Атаманши, Разбойников, Короля, Петуха, Кота, Пса, охранников короля), спел песни Геннадия Гладкова на стихи Юрия Энтина:
- «Ничего на свете лучше нету» (с Анатолием Гороховым, а также с Эльмирой Жерздевой и Анатолием Гороховым в финале мультфильма)
- Дуэт Трубадура и Принцессы (с Эльмирой Жерздевой)
- «Говорят, мы бяки-буки» (с Анатолием Гороховым)
- Песня королевской охраны (с Анатолием Гороховым)
- Песня разбойников (переодетых Бременских музыкантов) (с Анатолием Гороховым)
- Притворная песня Трубадура («Куда ты, тропинка, меня привела?»)
- 1970 — «Ветер и флюгера» для фильма «Приключения жёлтого чемоданчика»
- 1972 — «Точка, точка, запятая»
- 1973 — в телефильме «Жили три холостяка»:
- «Песня о дружбе»
- «Песня холостяков»
- «Пешеход»
- «Песня друзей»
- «Зелёный змей» (с Фёдором Чеханковым)
- «Шотландская застольная» Бетховена
- «Песня о золотой рыбке» (Романс Андрея) Никиты Богословского на стихи Михаила Танича
- 1973 — в кинофильме «Земля Санникова» (музыка Александра Зацепина, слова Леонида Дербенёва):
- «Есть только миг»
- «Всё было»
- 1975 — «Женщина с зелёными глазами» (музыка Александра Зацепина, слова Леонида Дербенёва) для кинофильма «Капитан Немо»
- 1977 — в кинофильме «Волшебный голос Джельсомино» (музыка Игоря Ефремова, слова Леонида Дербенёва):
- «Песня доносчика Калимера»
- «Песня короля Джакомона»
- 1982 — песня на стихи Юрия Коваля (музыка Мобила Бабаева) в мультфильме «Тайна сундука»[24]
- 1985 — песня к фильму «Осторожно, Василёк!» на музыку Анны Икрамовой и слова Евгения Аграновича.
- 1987 — в телефильме «Гардемарины, вперёд!» (музыка Виктора Лебедева, слова Юрия Ряшенцева):
- «Песня байстрюка» — студийная версия (исполнитель оригинальной версии неизвестен).
- «Дороги» — с Виктором Борцовым.
- «Песня о разлуке» — с Еленой Камбуровой.
- «Не вешать нос!» — с Дмитрием Харатьяном.
- 2001 — «Дружная семейка» на музыку и слова Юрия Володарского.
- 2009 — «Патефон» на слова Константина Максимюка в исполнении группы «Пиджаки»[25].
- 2013 — написал и исполнил вступительную песню к циклу аудиоспектаклей для детей — «Развивающая аудиоэнциклопедия», Александр Лукин.
Отрывок, характеризующий Анофриев, Олег Андреевич
Впереди Шамшева точно так же Долохов должен был исследовать дорогу, чтобы знать, на каком расстоянии есть еще другие французские войска. При транспорте предполагалось тысяча пятьсот человек. У Денисова было двести человек, у Долохова могло быть столько же. Но превосходство числа не останавливало Денисова. Одно только, что еще нужно было знать ему, это то, какие именно были эти войска; и для этой цели Денисову нужно было взять языка (то есть человека из неприятельской колонны). В утреннее нападение на фуры дело сделалось с такою поспешностью, что бывших при фурах французов всех перебили и захватили живым только мальчишку барабанщика, который был отсталый и ничего не мог сказать положительно о том, какие были войска в колонне. Нападать другой раз Денисов считал опасным, чтобы не встревожить всю колонну, и потому он послал вперед в Шамшево бывшего при его партии мужика Тихона Щербатого – захватить, ежели можно, хоть одного из бывших там французских передовых квартиргеров. Был осенний, теплый, дождливый день. Небо и горизонт были одного и того же цвета мутной воды. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь. На породистой, худой, с подтянутыми боками лошади, в бурке и папахе, с которых струилась вода, ехал Денисов. Он, так же как и его лошадь, косившая голову и поджимавшая уши, морщился от косого дождя и озабоченно присматривался вперед. Исхудавшее и обросшее густой, короткой, черной бородой лицо его казалось сердито. Рядом с Денисовым, также в бурке и папахе, на сытом, крупном донце ехал казачий эсаул – сотрудник Денисова. Эсаул Ловайский – третий, также в бурке и папахе, был длинный, плоский, как доска, белолицый, белокурый человек, с узкими светлыми глазками и спокойно самодовольным выражением и в лице и в посадке. Хотя и нельзя было сказать, в чем состояла особенность лошади и седока, но при первом взгляде на эсаула и Денисова видно было, что Денисову и мокро и неловко, – что Денисов человек, который сел на лошадь; тогда как, глядя на эсаула, видно было, что ему так же удобно и покойно, как и всегда, и что он не человек, который сел на лошадь, а человек вместе с лошадью одно, увеличенное двойною силою, существо. Немного впереди их шел насквозь промокший мужичок проводник, в сером кафтане и белом колпаке. Немного сзади, на худой, тонкой киргизской лошаденке с огромным хвостом и гривой и с продранными в кровь губами, ехал молодой офицер в синей французской шинели. Рядом с ним ехал гусар, везя за собой на крупе лошади мальчика в французском оборванном мундире и синем колпаке. Мальчик держался красными от холода руками за гусара, пошевеливал, стараясь согреть их, свои босые ноги, и, подняв брови, удивленно оглядывался вокруг себя. Это был взятый утром французский барабанщик. Сзади, по три, по четыре, по узкой, раскиснувшей и изъезженной лесной дороге, тянулись гусары, потом казаки, кто в бурке, кто во французской шинели, кто в попоне, накинутой на голову. Лошади, и рыжие и гнедые, все казались вороными от струившегося с них дождя. Шеи лошадей казались странно тонкими от смокшихся грив. От лошадей поднимался пар. И одежды, и седла, и поводья – все было мокро, склизко и раскисло, так же как и земля, и опавшие листья, которыми была уложена дорога. Люди сидели нахохлившись, стараясь не шевелиться, чтобы отогревать ту воду, которая пролилась до тела, и не пропускать новую холодную, подтекавшую под сиденья, колени и за шеи. В середине вытянувшихся казаков две фуры на французских и подпряженных в седлах казачьих лошадях громыхали по пням и сучьям и бурчали по наполненным водою колеям дороги. Лошадь Денисова, обходя лужу, которая была на дороге, потянулась в сторону и толканула его коленкой о дерево. – Э, чег’т! – злобно вскрикнул Денисов и, оскаливая зубы, плетью раза три ударил лошадь, забрызгав себя и товарищей грязью. Денисов был не в духе: и от дождя и от голода (с утра никто ничего не ел), и главное оттого, что от Долохова до сих пор не было известий и посланный взять языка не возвращался. «Едва ли выйдет другой такой случай, как нынче, напасть на транспорт. Одному нападать слишком рискованно, а отложить до другого дня – из под носа захватит добычу кто нибудь из больших партизанов», – думал Денисов, беспрестанно взглядывая вперед, думая увидать ожидаемого посланного от Долохова. Выехав на просеку, по которой видно было далеко направо, Денисов остановился. – Едет кто то, – сказал он. Эсаул посмотрел по направлению, указываемому Денисовым. – Едут двое – офицер и казак. Только не предположительно, чтобы был сам подполковник, – сказал эсаул, любивший употреблять неизвестные казакам слова. Ехавшие, спустившись под гору, скрылись из вида и через несколько минут опять показались. Впереди усталым галопом, погоняя нагайкой, ехал офицер – растрепанный, насквозь промокший и с взбившимися выше колен панталонами. За ним, стоя на стременах, рысил казак. Офицер этот, очень молоденький мальчик, с широким румяным лицом и быстрыми, веселыми глазами, подскакал к Денисову и подал ему промокший конверт. – От генерала, – сказал офицер, – извините, что не совсем сухо… Денисов, нахмурившись, взял конверт и стал распечатывать. – Вот говорили всё, что опасно, опасно, – сказал офицер, обращаясь к эсаулу, в то время как Денисов читал поданный ему конверт. – Впрочем, мы с Комаровым, – он указал на казака, – приготовились. У нас по два писто… А это что ж? – спросил он, увидав французского барабанщика, – пленный? Вы уже в сраженье были? Можно с ним поговорить? – Ростов! Петя! – крикнул в это время Денисов, пробежав поданный ему конверт. – Да как же ты не сказал, кто ты? – И Денисов с улыбкой, обернувшись, протянул руку офицеру. Офицер этот был Петя Ростов. Во всю дорогу Петя приготавливался к тому, как он, как следует большому и офицеру, не намекая на прежнее знакомство, будет держать себя с Денисовым. Но как только Денисов улыбнулся ему, Петя тотчас же просиял, покраснел от радости и, забыв приготовленную официальность, начал рассказывать о том, как он проехал мимо французов, и как он рад, что ему дано такое поручение, и что он был уже в сражении под Вязьмой, и что там отличился один гусар. – Ну, я г’ад тебя видеть, – перебил его Денисов, и лицо его приняло опять озабоченное выражение. – Михаил Феоклитыч, – обратился он к эсаулу, – ведь это опять от немца. Он пг’и нем состоит. – И Денисов рассказал эсаулу, что содержание бумаги, привезенной сейчас, состояло в повторенном требовании от генерала немца присоединиться для нападения на транспорт. – Ежели мы его завтг’а не возьмем, они у нас из под носа выг’вут, – заключил он. В то время как Денисов говорил с эсаулом, Петя, сконфуженный холодным тоном Денисова и предполагая, что причиной этого тона было положение его панталон, так, чтобы никто этого не заметил, под шинелью поправлял взбившиеся панталоны, стараясь иметь вид как можно воинственнее. – Будет какое нибудь приказание от вашего высокоблагородия? – сказал он Денисову, приставляя руку к козырьку и опять возвращаясь к игре в адъютанта и генерала, к которой он приготовился, – или должен я оставаться при вашем высокоблагородии? – Приказания?.. – задумчиво сказал Денисов. – Да ты можешь ли остаться до завтрашнего дня? – Ах, пожалуйста… Можно мне при вас остаться? – вскрикнул Петя. – Да как тебе именно велено от генег’ала – сейчас вег’нуться? – спросил Денисов. Петя покраснел. – Да он ничего не велел. Я думаю, можно? – сказал он вопросительно. – Ну, ладно, – сказал Денисов. И, обратившись к своим подчиненным, он сделал распоряжения о том, чтоб партия шла к назначенному у караулки в лесу месту отдыха и чтобы офицер на киргизской лошади (офицер этот исполнял должность адъютанта) ехал отыскивать Долохова, узнать, где он и придет ли он вечером. Сам же Денисов с эсаулом и Петей намеревался подъехать к опушке леса, выходившей к Шамшеву, с тем, чтобы взглянуть на то место расположения французов, на которое должно было быть направлено завтрашнее нападение. – Ну, бог’ода, – обратился он к мужику проводнику, – веди к Шамшеву. Денисов, Петя и эсаул, сопутствуемые несколькими казаками и гусаром, который вез пленного, поехали влево через овраг, к опушке леса. Дождик прошел, только падал туман и капли воды с веток деревьев. Денисов, эсаул и Петя молча ехали за мужиком в колпаке, который, легко и беззвучно ступая своими вывернутыми в лаптях ногами по кореньям и мокрым листьям, вел их к опушке леса. Выйдя на изволок, мужик приостановился, огляделся и направился к редевшей стене деревьев. У большого дуба, еще не скинувшего листа, он остановился и таинственно поманил к себе рукою. Денисов и Петя подъехали к нему. С того места, на котором остановился мужик, были видны французы. Сейчас за лесом шло вниз полубугром яровое поле. Вправо, через крутой овраг, виднелась небольшая деревушка и барский домик с разваленными крышами. В этой деревушке и в барском доме, и по всему бугру, в саду, у колодцев и пруда, и по всей дороге в гору от моста к деревне, не более как в двухстах саженях расстояния, виднелись в колеблющемся тумане толпы народа. Слышны были явственно их нерусские крики на выдиравшихся в гору лошадей в повозках и призывы друг другу. – Пленного дайте сюда, – негромко сказал Денисоп, не спуская глаз с французов. Казак слез с лошади, снял мальчика и вместе с ним подошел к Денисову. Денисов, указывая на французов, спрашивал, какие и какие это были войска. Мальчик, засунув свои озябшие руки в карманы и подняв брови, испуганно смотрел на Денисова и, несмотря на видимое желание сказать все, что он знал, путался в своих ответах и только подтверждал то, что спрашивал Денисов. Денисов, нахмурившись, отвернулся от него и обратился к эсаулу, сообщая ему свои соображения. Петя, быстрыми движениями поворачивая голову, оглядывался то на барабанщика, то на Денисова, то на эсаула, то на французов в деревне и на дороге, стараясь не пропустить чего нибудь важного. – Пг’идет, не пг’идет Долохов, надо бг’ать!.. А? – сказал Денисов, весело блеснув глазами. – Место удобное, – сказал эсаул. – Пехоту низом пошлем – болотами, – продолжал Денисов, – они подлезут к саду; вы заедете с казаками оттуда, – Денисов указал на лес за деревней, – а я отсюда, с своими гусаг’ами. И по выстг’елу… – Лощиной нельзя будет – трясина, – сказал эсаул. – Коней увязишь, надо объезжать полевее… В то время как они вполголоса говорили таким образом, внизу, в лощине от пруда, щелкнул один выстрел, забелелся дымок, другой и послышался дружный, как будто веселый крик сотен голосов французов, бывших на полугоре. В первую минуту и Денисов и эсаул подались назад. Они были так близко, что им показалось, что они были причиной этих выстрелов и криков. Но выстрелы и крики не относились к ним. Низом, по болотам, бежал человек в чем то красном. Очевидно, по нем стреляли и на него кричали французы. – Ведь это Тихон наш, – сказал эсаул. – Он! он и есть! – Эка шельма, – сказал Денисов. – Уйдет! – щуря глаза, сказал эсаул. Человек, которого они называли Тихоном, подбежав к речке, бултыхнулся в нее так, что брызги полетели, и, скрывшись на мгновенье, весь черный от воды, выбрался на четвереньках и побежал дальше. Французы, бежавшие за ним, остановились. – Ну ловок, – сказал эсаул. – Экая бестия! – с тем же выражением досады проговорил Денисов. – И что он делал до сих пор? – Это кто? – спросил Петя. – Это наш пластун. Я его посылал языка взять. – Ах, да, – сказал Петя с первого слова Денисова, кивая головой, как будто он все понял, хотя он решительно не понял ни одного слова. Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью. Когда, при начале своих действий, Денисов пришел в Покровское и, как всегда, призвав старосту, спросил о том, что им известно про французов, староста отвечал, как отвечали и все старосты, как бы защищаясь, что они ничего знать не знают, ведать не ведают. Но когда Денисов объяснил им, что его цель бить французов, и когда он спросил, не забредали ли к ним французы, то староста сказал, что мародеры бывали точно, но что у них в деревне только один Тишка Щербатый занимался этими делами. Денисов велел позвать к себе Тихона и, похвалив его за его деятельность, сказал при старосте несколько слов о той верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую должны блюсти сыны отечества. – Мы французам худого не делаем, – сказал Тихон, видимо оробев при этих словах Денисова. – Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали… – На другой день, когда Денисов, совершенно забыв про этого мужика, вышел из Покровского, ему доложили, что Тихон пристал к партии и просился, чтобы его при ней оставили. Денисов велел оставить его. Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки. Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии. Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выбирая ими блох из шерсти и перекусывая толстые кости. Тихон одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки. В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что нибудь особенно трудное и гадкое – выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, – все указывали, посмеиваясь, на Тихона. – Что ему, черту, делается, меренина здоровенный, – говорили про него. Один раз француз, которого брал Тихон, выстрелил в него из пистолета и попал ему в мякоть спины. Рана эта, от которой Тихон лечился только водкой, внутренне и наружно, была предметом самых веселых шуток во всем отряде и шуток, которым охотно поддавался Тихон. – Что, брат, не будешь? Али скрючило? – смеялись ему казаки, и Тихон, нарочно скорчившись и делая рожи, притворяясь, что он сердится, самыми смешными ругательствами бранил французов. Случай этот имел на Тихона только то влияние, что после своей раны он редко приводил пленных. Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину. Теперь Тихон был послан Денисовым, в ночь еще, в Шамшево для того, чтобы взять языка. Но, или потому, что он не удовлетворился одним французом, или потому, что он проспал ночь, он днем залез в кусты, в самую середину французов и, как видел с горы Денисов, был открыт ими.
Дискография
- 1962 — «Качели», «Пенный прибой», «Море», «Колыбельная». Мини-альбом
- 1963 — «Песня из к/ф „Там, где кончается асфальт“», «Песня из к/ф „Артист из Кохановки“», «Палуба», «Аэлита». Мини-альбом
- 1967 — «Подснежник», «Ветерок, лети к невесте», «Водолаз», «Купи мне шарик». Мини-альбом
- 1972 — «Сказка про русского солдата», инсценировка (музыка Г. Гладкова). «Мелодия», СМ3119-20
- 1974 — «В порту», песенная сюита на стихи С. Козлова. «Мелодия», 33С4711-12
- 1978 — «Былина о Дунае, Добрыне и Владимире Красно солнышко», русская народная сказка. «Мелодия», 33 С50—11555-56
- 1979 — «Волшебное яблочко», русская сказка. «Мелодия», C51-14903-4
- 1981 — Олег Анофриев поёт свои песни. «Мелодия», C60-16119-20
- 1995 — «Тень», мюзикл[26]
- 1996 — «Золотая моя Москва», песни о родном городе
- 2002 — «Симфония любви». Романсы и песни
- 2008 — Олег Анофриев. «Друзьям с Рублёвки…»
«Сказка о потерянном времени»
Фото: кадр из фильма «Сказка о потерянном времени». Режиссер Александр Птушко. Сценарист Владимир Лифшиц
Фильм «Сказка о потерянном времени» режиссера Александра Птушко – это история о том, как четверо злых волшебников решили вернуть себе молодость (по мотивам сказки Евгения Шварца). Для этого им нужно было найти людей, которые бесцельно тратят свое время – ими оказались четыре школьника. Из-за колдовства юные герои постарели, а волшебники превратились в детей. Анофриев блестяще исполнил роль постаревшего мальчика Пети Зубова.
Примечания
- Олег Анофриев // Discogs (англ.) — 2000.
- Oleg Anofriyev // https://pantheon.world/profile/person/Oleg_Anofriyev
- ↑ 12 Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 568 с.: ил. ISBN 5-85270-167-X.
- АНОФРИЕВ / О. С. Лебедева // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2004.
- ↑ 12 Олег Анофриев
- Школа-студия МХАТ: выпускники 1940—50 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 марта 2021. Архивировано 5 октября 2021 года.
- Олег Анофриев: «Благодарю Бога, что застал правнука» (недоступная ссылка)
- ↑ 123Александр Мельман. Олегу Анофриеву 85: «Я не умею рисовать, остальное мне подвластно». Юбиляр о ролях, песнях и родине (неопр.) . Московский комсомолец (19 июля 2015).
- ↑ 12 Только мигом одним. Олег Анофриев — о своих достоинствах и грехах Интервью Олега Анофриева «Российской газете».
- Денис Бочаров. Олег Анофриев: «На Украине орудуют сентиментальные убийцы» (неопр.) . Газета «Культура» (29 октября 2014). Дата обращения: 28 марта 2018.
- Левон Оганезов: За два месяца до смерти Анофриев сказал, что хочет записать песню
- Умер Олег Анофриев, RT на русском , Автономная некоммерческая организация «ТВ-Новости» (28.03.2018). Дата обращения 28 марта 2021.
- Скончался Олег Анофриев
- Друг Олега Анофриева пытался соблазнить его супругу, EG.RU . Дата обращения 31 марта 2021.
- В Аксиньино открыли памятник актёру театра и кино, народному артисту России Олегу Анофриеву
- Анофриев Олег Андреевич (1930-2018) (неопр.) . Могилы знаменитостей .
- С виолончелью в руках
- Умер Олег Анофриев
- ↑ 12 Тень споёт и станцует…
- Звёзды. Олег Анофриев.
- Ярослав Щедров. Багиру сделали самцом (неопр.) . mk.ru . Московский комсомолец (16 октября 2007).
- Юлия Шигарева. Анофриев, Гаркалин и «Доктор Ватсон» озвучивают «Книгу джунглей» (неопр.) . www.aif.ru . Аргументы и факты (12 октября 2007). Дата обращения: 17 августа 2014.
- Александр Александров. Там, где кончается Госкино. Кто же написал знаменитую «Песенку шофёра»? (неопр.) (недоступная ссылка). Культура (2 сентября 2009). Архивировано 28 апреля 2011 года.
- Мультфильм «Тайна сундука» (1982 г.)
- Пиджаки и Олег Анофриев (неопр.) .
- Мюзикл «Тень» в любое время звучит актуально
- Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 апреля 1969 года «О присвоении почетного звания заслуженного артиста РСФСР артистам Московского академического театра имени Моссовета»
- Указ Президента Российской Федерации от 15 января 2004 года № 37 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»
Ссылки
- [www.anofriev.ru/index.htm Официальный сайт Олега Анофриева]
- [www.liveinternet.ru/users/oleg_anofriev/ Дневник Олега Анофриева]
- [mblogi.qip.ru/people/oleg.anofriev Микроблог Олега Анофриева]
- [web.archive.org/web/20071123100352/www.geocities.com/rusatg/catalog/a/anofriev.htm Олег Анофриев: интервью и статьи, фильмография и фотографии]
- [web.archive.org/web/20070423142045/www.tvkultura.ru/news.html?id=53276&cid=104 Олег Анофриев: «Живу счастливо и свободно»]
- [www.biograph.comstar.ru/bank/anofriev.htm Биография]
- Олег Анофриев (англ.) на сайте Internet Movie Database
- [animator.ru/db/?p=show_person&pid=1162&sp=2&JoinFilmsInFilmography=1 Фильмография (мультфильмы) на animator.ru]
- [eg.ru/daily/cadr/10761/ «Олег Анофриев: Алла и Максим тайно поженились», «Экспресс газета Online» 1 августа 2008 г. Номер 30 (703)]
- [pidjakov.net/news/Patefon_Anofriev Олег Анофриев и Пиджаки — Патефон (2009)]
- [kudryats.journalisti.ru/?p=14602 Олег Анофриев: «Во времена Брежнева я ещё не пел в Кремлёвском дворце!»] — Интервью газете «Русская Германия» (№ 29, июль 2010 г.)
- [www.mk.ru/culture/article/2010/07/20/517791-pensiya-v-ispolnenii-olega-anofrieva.html «Пенсия в исполнении Олега Анофриева»] — Интервью газете «Московский комсомолец» (№ 25406, 21 июля 2010 г.)
- [angelina-tihonova.ru/category/oleg_anofriev/ Олег Анофриев. Это было детство…] Воспоминания Олега Анофриева о военном детстве