Биография и интересные факты о Джузеппе Верди

Запрос «Верди» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Верди.

Джузеппе Верди
итал. Giuseppe Verdi
Портрет Джузуппе Верди
Основная информация
Полное имя Джузеппе Фортунино Франческо Верди
Дата рождения 10 октября 1813(1813-10-10)[1][2][3][…] или 10 апреля 1813(1813-04-10)[4]
Место рождения деревня Ле Ронколе, близ Буссето департамент Таро, Французская империя
Дата смерти 27 января 1901(1901-01-27)[5][1][2][…](87 лет)
Место смерти
  • Милан, Королевство Италия[6][7][8]
Похоронен
  • Дом отдыха музыкантов[d]
Страна
  • Королевство Италия
Профессии композитор, дирижёр
Годы активности 1830-1901
Инструменты фортепиано
Жанры опера
Награды
Автограф
giuseppeverdi.it
Медиафайлы на Викискладе

Джузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди

(итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября 1813, деревня Ле Ронколе, Пармское герцогство, Французская империя — 27 января 1901 года, Милан, Италия[9]) — итальянский композитор.

Его творчество является одним из величайших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века. Им созданы 26 опер[10], реквием, струнный квартет и ряд духовных пьес. Лучшие оперы композитора: «Бал-маскарад», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата». Вершина творчества — последние оперы: «Аида», «Отелло», «Фальстаф».

Содержание

  • 1 Ранний период
  • 2 Начальное признание
  • 3 Мастер
  • 4 Последние годы и смерть
  • 5 Творчество 5.1 Стиль 5.1.1 Музыкальные инструменты

5.2 Оперы5.3 Другие сочинения6 Литература7 Музыкальные фрагменты8 Фильмы и сериалы о жизни и творчестве композитора9 Память

    9.2 В филателии9.3 В астрономии10 Примечания11 Литература12 Ссылки

    Ранний период[ | ]

    На музыкально одарённого мальчика обратил внимание Антонио Барецци (Antonio Barezzi) — богатый торговец и любитель музыки из соседнего города Буссето. Он верил, что Верди станет не трактирщиком и не деревенским органистом, а великим композитором. По совету Барецци десятилетний Верди переехал для учёбы в Буссето. Так началась новая, ещё более тяжёлая полоса жизни — годы отрочества и юности. По воскресным дням Джузеппе отправлялся в Ле Ронколе, где играл на органе во время мессы. У Верди появился и учитель композиции — Фернандо Провези, директор «Филармонического Общества» Буссето. Провези занимался не только контрапунктом, он пробудил в Верди тягу к серьёзному чтению. Внимание Джузеппе привлекают классики мировой литературы — Шекспир, Данте, Гёте, Шиллер. Одно из самых любимых его произведений — роман «Обручённые» великого итальянского писателя Алессандро Мандзони.

    В Милане, куда Верди отправился в возрасте восемнадцати лет, дабы продолжить образование, в Консерваторию (сегодня носящую имя Верди) его не приняли «из-за низкого уровня фортепианной игры; кроме того, в консерватории были возрастные ограничения»[11]. Верди начал брать частные уроки контрапункта, посещая в то же время оперные спектакли, а также просто концерты. Общение с миланским бомондом убедило его всерьёз подумать о карьере театрального композитора.

    Верди в возрасте 29 лет

    Вернувшись в Буссето, при поддержке Антонио Барецци, Верди дал своё первое публичное выступление в доме Барецци в 1830 году.

    Очарованный музыкальным даром Верди, Барецци предлагает ему стать учителем музыки для своей дочери Маргариты. Вскоре молодые люди горячо полюбили друг друга и 4 мая 1836 года Верди женится на Маргарите Барецци. Вскоре Маргарита родила двух детей: Вирджинию Марию Луизу (26 марта 1837 — 12 августа 1838) и Ицилио Романо (11 июля 1838 — 22 октября 1839). В то время как Верди работал над своей первой оперой, оба ребёнка умирают в младенческом возрасте. Через некоторое время (18 июня 1840 года) в возрасте 26 лет[12] супруга композитора Маргарита умирает от энцефалита[13][14].

    Личная жизнь

    В 1836 году Джузеппе Верди женился на дочери своего благодетеля Маргарите Барецци. Вскоре девушка родила дочь Вирджинию Марию Луизу, но в полуторогодовалом возрасте девочка умирает. В этом же году, месяцем ранее, Маргарита родила сына Ицилио Романо, который тоже умирает в младенчестве. Через год скончалась и сама Маргарита от энцефалита.

    image Джузеппе Верди и первая жена Маргарита Барецци

    В 26 лет Верди остался один: его покинули и дети, и супруга. Он снимает жилье недалеко от церкви Санта Сабина, ему тяжело пережить эту потерю. В какой-то момент он даже решает перестать сочинять музыку.

    Дом Джузеппе Верди

    В 35 лет Джузеппе Верди влюбился. Его возлюбленной стала итальянская оперная певица Джузеппина Стреппони. 10 лет они прожили в так называемом «гражданском» браке, чем вызывали в обществе крайне негативные толки. Пара поженилась в 1859 году в Женеве. А от злых языков супруги предпочитали скрываться вдали от города – на вилле Сант-Агата. Кстати, проект дома был создан самим Верди, он не захотел прибегать к помощи архитекторов.

    Джузеппе Верди и его собаки

    Дом получился лаконичным. А вот сад, окружающий виллу, был по-настоящему роскошным: всюду цветы и экзотические деревья. Дело в том, что свободное время Верди любил посвящать садоводству. К слову, как раз в этом саду композитор похоронил свою любимую собаку, оставив на ее могиле надпись: «Памятник моему другу».

    Джузеппе Верди и вторая жена Джузеппина Стреппони

    Джузеппина стала для композитора главной музой и опорой в жизни. В 1845 году у певицы пропадает голос, и она принимает решение закончить оперную карьеру. Вслед за Стреппони это решил сделать и Верди, на тот момент композитор уже богат и знаменит. Но супруга уговаривает мужа продолжить свою музыкальную карьеру, и как раз после его «ухода» был создан шедевр оперного искусства – «Риголетто». Джузеппина вплоть до своей смерти в 1897 году поддерживала и вдохновляла Верди.

    Начальное признание[ | ]

    Первая постановка оперы Верди («Оберто, граф Бонифачьо») (Oberto

    ) в миланской «Ла Скала» была одобрена критиками, после чего импресарио театра, Бартоломео Мерелли, предложил Верди контракт на написание двух опер. Ими стали «Король на час» ( Un giorno di regno ) и «Набукко» («Навуходоносор»). Жена и двое детей Верди умерли, когда он работал над первой из этих двух опер. После её провала композитор хотел перестать писать оперную музыку. Однако премьера «Набукко» 9 марта 1842 года в «Ла Скала» сопровождалась большим успехом и утвердила репутацию Верди как оперного композитора. За один последующий год опера ставилась в Европе 65 раз и с тех пор занимает прочное место в репертуаре ведущих оперных театров мира. За «Набукко» последовали сразу несколько опер, в том числе «Ломбардцы в крестовом походе» ( I Lombardi alla prima crociata ) и «Эрнани» ( Ernani ), которые ставились и имели успех в Италии.

    В 1847 году опера «Ломбардцы», переписанная и переименованная в «Иерусалим» (Jérusalem

    ), была поставлена Парижской Оперой 26 ноября 1847 года, став первым произведением Верди в стиле гранд-опера . Для этого композитору пришлось несколько переработать эту оперу и заменить итальянских персонажей на французских.

    Музыка

    По приезду в Милан он пытается поступить в Консерваторию, но сразу получает отказ. Его не принимают из-за недостаточного уровня игры на фортепиано. Да и возраст, на тот момент ему уже было 18 лет, превышал установленный для приема. Примечательно, что сейчас Миланская Консерватория носит имя Джузеппе Верди.

    Но молодой человек не отчаивается, он нанимает частного преподавателя и изучает основы контрапункта. Он посещает оперные спектакли, концерты различных оркестров, общается с местным бомондом. И в это время он начинает задумываться о том, чтобы стать композитором для театра.

    По возвращении Верди в Буссето Антонио Барецци организовал для молодого человека первое в его жизни выступление, которое произвело настоящий фурор. После этого Барецци предложил Джузеппе стать преподавателем для его дочери Маргариты. Вскоре между молодыми людьми возникла симпатия, и у них начался роман.

    В начале карьеры Верди писал небольшие по объему произведения: марши, романсы. Первой значимой постановкой стала его опера «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо», которая была представлена миланскому зрителю в театре «Ла Скала». После оглушительного успеха с Джузеппе Верди был подписан договор на написание еще двух опер. В оговоренные сроки он создал «Король на час» и «Набукко».

    Постановка «Король на час» была плохо принята зрителем и провалилась, а от «Набукко» импресарио театра поначалу и вовсе отказался. Ее премьера все же состоялась, правда, спустя два года. И эта опера имела оглушительный успех.

    Для Верди, который после провала «Короля на час» и потери жены и детей собирался покинуть музыкальное поприще, «Набукко» стала глотком свежего воздуха. За ним закрепилась репутация успешного композитора. «Набукко» за год была поставлена в театре 65 раз, к слову, она и по сей день не сходит с мировых сцен.

    Композитор Джузеппе Верди

    Этот период в жизни Верди можно охарактеризовать как творческий подъем. После оперы «Набукко» композитор написал еще несколько опер, которые были также прекрасно встречены зрителем – «Ломбардцы в крестовом походе» и «Эрнани». Позднее постановка «Ломбардцы» была поставлена в Париже, правда, для этого Верди пришлось внести изменения в изначальный вариант. В первую очередь он заменил итальянских героев на французских, а во вторую – переименовал оперу в «Иерусалим».

    Но одним из самых известных произведений Верди стала опера «Риголетто». Написана она по мотивам пьесы Гюго «Король забавляется». Сам композитор считал эту работу своим лучшим творением. Русский зритель знаком с «Риголетто» по песне «Сердце красавицы склонно к измене». Оперу поставили тысячи раз в различных театрах мира. Арии главного героя, шута Риголетто, исполняли Дмитрий Хворостовский, Пласидо Доминго, Муслим Магомаев.

    Два года спустя Верди пишет «Травиату» по произведению «Дама с камелиями» Александра Дюма-младшего.

    В 1871 году Джузеппе Верди получает заказ от египетского правителя. Его просят написать оперу для Каирского оперного театра. Премьера оперы «Аида» состоялась 24 декабря 1871 года и была приурочена к открытию Суэцкого канала. Самая известная ария оперы – «Триумфальный марш».

    Композитор написал 26 опер и реквием. В те годы оперные театры посещали все слои общества, как местная аристократия, так и бедняки. Поэтому итальянцы Джузеппе Верди по праву считают «народным» композитором Италии. Он создавал такую музыку, в которой простой итальянский народ чувствовал собственные переживания и надежды. В операх Верди люди слышали призыв к борьбе с несправедливостью.

    Примечательно, что со своим главным «соперником» Рихардом Вагнером Джузеппе Верди родился в один год. Творчество композиторов вряд ли спутаешь, но именно их считают реформаторами оперного искусства. Разумеется, композиторы были наслышаны о друг друге, но ни разу не встречались. Однако в своих музыкальных произведениях отчасти они старались полемизировать друг с другом.

    О жизни и творчестве Джузеппе Верди были написаны книги и даже снимались фильмы. Самой известной киноработой стал мини-сериал Ренато Кастеллани «Жизнь Джузеппе Верди», который вышел на экраны в 1982 году.

    Мастер[ | ]

    «Риголетто» стала одной из лучших опер в истории музыкального театра. Артистическая щедрость Верди представлена в ней в полную силу. Прекрасные мелодии разбросаны по всей партитуре, арии и ансамбли, ставшие неотъемлемой частью классического оперного репертуара, следуют друг за другом, а комическое и трагическое сливаются вместе.

    Джузеппе Верди в 1870 году

    «Травиата», следующая великая опера Верди, была сочинена и поставлена через два года после «Риголетто». Либретто написано по мотивам пьесы Александра Дюма-сына «Дама с камелиями».

    Затем последовали ещё несколько опер, среди них — постоянно исполняемые сегодня «Сицилийская вечерня» (Les vêpres siciliennes

    ; написана по заказу Парижской Оперы), «Трубадур» ( Il Trovatore ), «Бал-маскарад» ( Un ballo in maschera ), «Сила судьбы» ( La forza del destino ; 1862 год, написана по заказу Императорского Большого Каменного театра Санкт-Петербурга), вторая редакция оперы «Макбет» ( Macbeth ).

    В 1869 году Верди сочинил «Libera Me» к Реквиему памяти Джоаккино Россини (остальные части были написаны ныне малоизвестными итальянскими композиторами). В 1874 году Верди написал свой Реквием на смерть почитаемого им писателя Алессандро Мандзони, включив в него переработанную версию ранее написанной «Libera Me».

    Одна из последних великих опер Верди, «Аида», была ему заказана правительством Египта, дабы отметить открытие Суэцкого канала. Вначале Верди отказался. Будучи в Париже, он получил повторное предложение через дю Локля. На сей раз Верди познакомился со сценарием оперы, который ему понравился, и согласился написать оперу.

    Верди и Вагнер, каждый — лидер своей национальной оперной школы, — всегда недолюбливали друг друга. За всю жизнь они ни разу не встретились. Сохранившиеся комментарии Верди о Вагнере и его музыке малочисленны и недоброжелательны («Он всегда выбирает, совершенно напрасно, нехоженую тропу, пытаясь лететь там, где нормальный человек просто пойдёт пешком, достигая гораздо лучших результатов»). Тем не менее, узнав, что Вагнер умер, Верди сказал: «Как грустно! Это имя оставило огромный след в истории искусства». Известно лишь одно высказывание Вагнера, относящееся к музыке Верди. Прослушав Реквием, великий немец, всегда красноречивый, всегда щедрый на (нелестные) комментарии по отношению ко многим другим композиторам, сказал: «Лучше ничего не говорить».

    «Аида» была поставлена в Каире в 1871 году с огромным успехом.

    LiveInternetLiveInternet

    Последние годы и смерть[ | ]

    Опера «Отелло» (Otello

    ), написанная по мотивам пьесы Уильяма Шекспира, была поставлена в Милане в 1887 году. Музыка этой оперы «непрерывна», она не содержит традиционного для итальянской оперы деления на арии и речитативы — данное новшество было введено под влиянием оперной реформы Рихарда Вагнера (после смерти последнего). Кроме того, под влиянием той же вагнеровской реформы стиль позднего Верди приобрёл большую степень речитативности, что придавало опере эффект большей реалистичности, хотя и отпугивало некоторых поклонников традиционной итальянской оперы.

    Последняя опера Верди, «Фальстаф» (Falstaff

    ), либретто которой Арриго Бойто, либреттист и композитор, написал по пьесе Шекспира «Виндзорские проказницы» ( Merry Wives of Windsor ) в переводе её на французский язык, сделанном Виктором Гюго, развивала манеру «сквозного развития». Блестяще написанная партитура этой комедии, таким образом, гораздо ближе к вагнеровским «Мейстерзингерам», нежели к комическим операм Россини и Моцарта. Неуловимость и искромётность мелодий позволяет не задерживать развитие сюжета и создает неповторимый эффект сумбурности, столь близкий духу этой шекспировской комедии. Опера заканчивается семиголосной фугой, в которой Верди в полной мере демонстрирует своё блестящее владение контрапунктом. Могила Верди 21 января 1901 года во время пребывания в отеле «Grand Et De Milan»[15] (Милан, Италия) у Верди случился инсульт. Будучи поражённым параличом, он мог внутренним слухом читать партитуры опер «Богема» и «Тоска» Пуччини, «Паяцы» Леонкавалло, «Пиковая дама» Чайковского, но то, что он думал об этих операх, написанных его непосредственными и достойными наследниками, осталось неизвестным. Верди слабел с каждым днём и шесть дней спустя рано утром 27 января 1901 года умер.

    Изначально Верди был похоронен на Монументальном кладбище в Милане. Через месяц его тело было перенесено в Casa Di Riposo в Musicisti, также в Милане, в дом отдыха для пенсионеров-музыкантов, который создал Верди.

    Он был агностиком. Его вторая жена, Джузеппина Стреппони, охарактеризовала его как «человека мало верующего»[16].

    Характеристика раннего творчества Верди

    Почти все произведения Джузеппе первого периода творчества насквозь пронизаны патриотическими настроениями, героическим пафосом. Они связаны с борьбой с угнетателями. Это, например, написанная по Гюго «Эрнани» (первая постановка состоялась в Венеции в 1844 году). Верди создал по Байрону свое произведение «Двое Фоскари» (премьера состоялась в Риме в 1844 году). Интересовало его и творчество Шиллера. «Орлеанская дева» была представлена в Милане в 1845 году. В этом же году в Неаполе состоялась премьера «Альзиры» по Вольтеру. «Макбет» по Шекспиру была поставлена во Флоренции в 1847 году. Наибольший успех из сочинений этого времени имели оперы «Макбет», «Аттила» и «Эрнани». Сценические ситуации из этих произведений напоминали зрителям о положении в их стране.

    Творчество[ | ]

    Стиль[ | ]

    В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

    Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 1 декабря 2021 года

    .

    Предшественники Верди, повлиявшие на его творчество — Россини, Беллини, Мейербер и, самый важный, — Доницетти. В двух последних операх, Отелло и Фальстаф, заметно влияние Рихарда Вагнера. Уважая Гуно, которого современники считали величайшим композитором эпохи, Верди тем не менее не позаимствовал ничего у великого француза. Некоторые пассажи в «Аиде» указывают на знакомство композитора с вещами Михаила Глинки, которого Ференц Лист популяризировал в Западной Европе, вернувшись из турне по России.

    Верди и автор либретто его двух последних опер, композитор Арриго Бойто

    На протяжении всей карьеры Верди отказывался использовать высокое «до» в теноровых партиях, ссылаясь на то, что возможность спеть именно эту ноту перед полным залом отвлекает исполнителей и до, и после, и во время исполнения ноты.

    Несмотря на то, что временами оркестровка у Верди мастерская, композитор полагался в основном на свой мелодический дар для выражения эмоций героев и драматизма действия. В самом деле, очень часто в операх Верди, особенно во время сольных вокальных номеров, гармония намеренно аскетическая, и весь оркестр звучит, как один аккомпанирующий инструмент (Верди приписываются слова: «Оркестр — большая гитара!» Некоторые критики утверждают, что Верди уделял техническому аспекту партитуры недостаточно внимания, поскольку ему недоставало школы и утонченности. Сам Верди сказал как-то, «Из всех композиторов я — самый малознающий». Но поспешил добавить, «Я это серьёзно говорю, но под „знаниями“ я подразумеваю вовсе не знание музыки».

    Тем не менее было бы неверным утверждать, что Верди недооценивал выразительную силу оркестра и не умел использовать её до конца, когда ему это было нужно. Более того, оркестровое и контрапунктное новаторство (например, струнные, взлетающие по хроматической гамме в сцене Монтероне в «Риголетто», дабы подчеркнуть драматичность ситуации, или, тоже в «Риголетто», хор, мычащий близкостоящие ноты за кулисами, изображая, весьма эффектно, приближающуюся бурю) — характерно для творчества Верди — характерно настолько, что другие композиторы не посмели позаимствовать у него некоторые смелые приёмы из-за их мгновенной узнаваемости.

    Верди был первым композитором, специально занимающимся поиском такого сюжета для либретто, который бы лучше всего отвечал особенностям его композиторского дарования. Работая в тесном сотрудничестве с либреттистами и зная, что именно драматическая экспрессия является главной силой его таланта, он добивался устранения из сюжета «ненужных» деталей и «лишних» героев, оставляя лишь персонажи, в которых кипят страсти, и богатые драматизмом сцены.

    Музыкальные инструменты[ | ]

    Будучи ребенком, Джузеппе Верди играл в доме Барецци[17] на рояле мастера Антона Томашека[18]. Ему нравились также инструменты Иоганна Фритца, и композитор использовал его венский шестипедальный рояль в период от создания «Риголетто» в 1851 г. до «Аиды» в 1871 г. Именно этот инструмент можно увидеть на Вилле Верди в провинции Пьяченца в Италии[19]. В 1857 г. на инаугурации Театра А. Галли в Римини Джузеппе Верди играл на концертном рояле от Йозефа Данкха[20].

    Портрет Верди кисти Джованни Болдини, 1886

    Оперы[ | ]

    1. Оберто, граф ди Сан-Бонифачо (Oberto, Conte di San Bonifacio) — 1839; в 2 актах.
    2. Король на час (Un Giorno di Regno) — 1840; в 2 актах.
    3. Набукко, или Навуходоносор (Nabucco) — 1842; в 4 актах.
    4. Ломбардцы в первом крестовом походе (I Lombardi’) — 1843; в 4 актах. Вторая редакция под названием Иерусалим (Jérusalem) — 1847.
    5. Эрнани (Ernani) — 1844; в 4 актах.
    6. Двое Фоскари (I due Foscari) — 1844; в 3 актах.
    7. Жанна д’Арк (Giovanna d’Arco) — 1845; в 3 актах с прологом.
    8. Альзира (Alzira) — 1845; в 2 актах с прологом.
    9. Аттила (Attila) — 1846; в 3 актах с прологом.
    10. Макбет (Macbeth) — 1847; в 4 актах. Вторая редакция — 1865.
    11. Разбойники (I masnadieri) — 1847; в 4 актах.
    12. Корсар (Il corsaro) — 1848; в 3 актах.
    13. Битва при Леньяно (La battaglia di Legnano) — 1849; в 4 актах.
    14. Луиза Миллер (Luisa Miller) — 1849; в 3 актах.
    15. Стиффелио (Stiffelio) — 1850; в 3 актах. Вторая редакция под названием Арольдо (Aroldo) — 1857; в 4 актах.
    16. Риголетто (Rigoletto) — 1851; в 3 актах.
    17. Трубадур’ (Il Trovatore) — 1853; в 4 актах.
    18. Травиата (La Traviata) — 1853; в 3 актах.
    19. Сицилийская вечерня (Les vêpres siciliennes) — 1855; в 5 актах. Вторая редакция под названием «Джованна де Гусман» — 1855.
    20. Симон Бокканегра (Simon Boccanegra) — 1857; в 3 актах с прологом. Вторая редакция — 1881.
    21. Бал-маскарад (Un ballo in maschera) — 1859; в 3 актах.
    22. Сила судьбы (La forza del destino) — 1862; в 4 актах.
    23. Дон Карлос (Don Carlos) — 1867; в 5 актах. Вторая редакция — 1884; в 4 актах.
    24. Аида (Aida) — 1871; в 4 актах.
    25. Отелло (Otello) — 1887; в 4 актах.
    26. Фальстаф (Falstaff) — 1893; в 3 актах.

    Джузеппе Верди в журнале Vanity Fair, 1879

    Другие сочинения[ | ]

    • Струнный квартет e-moll — 1873
    • Реквием (Messa da Requiem) — 1874
    • Четыре духовные пьесы (Quattro Pezzi Sacri) — 1892

    Память[ | ]

    В скульптуре[ | ]

    • Мемориал Верди в Парме
    • Памятник на площади Джузеппе Верди, Буссето
    • Памятник Верди в Милане
    • Бюст Джузеппе Верди работы Антонио Уго рядом с театром Массимо в Палермо, Италия.
    • Памятник Верди в Триесте
    • Бюст Верди в Венеции
    • Бюст Верди в Сан-Франциско

    В филателии[ | ]

    • ХМК, Россия, 2013 год
    • Почтовая марка СССР, посвящённая Верди, 1963, 4 копейки (ЦФА 2879, Скотт 2745A)
    • Почтовая марка Румынии, 1963

    В астрономии[ | ]

    В честь Джузеппе Верди назван кратер на Меркурии.

    • Медиафайлы на Викискладе

    Примечания[ | ]

    1. 12 Giuseppe Verdi // Internet Broadway Database (англ.) — 2000.
    2. 12Itaú Cultural Giuseppe Verdi // Enciclopédia Itaú Cultural (порт.) — São Paulo: Itaú Cultural, 1987. — ISBN 978-85-7979-060-7
    3. Giuseppe Verdi // Discogs (англ.) — 2000.
    4. BeWeB
    5. Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
    6. Верди Джузеппе // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
    7. https://www.theguardian.com/friday_review/story/0,3605,428319,00.html
    8. Archivio Storico Ricordi — 1808.
    9. Биография Джузеппе Верди (неопр.) . РИА Новости (10 октября 2013). Дата обращения: 5 августа 2014.
    10. Giuseppe Verdi Operas (неопр.) (недоступная ссылка). Giuseppe-Verdi.Net. Дата обращения: 30 апреля 2014. Архивировано 2 мая 2014 года.
    11. И. Молчанова, И. Охалова, Д. Петров, Е. Царева. Музыкальная литература зарубежных стран : Для студентов музыкальных училищ / Под ред. Е. Царевой. — М. : Музыка, 2010. — Вып. 4. — 704 с. — ISBN 978-5-7140-1200-6.
    12. museocasabarezzi.it (in Italian): «She died the following year [1840] on 18 June, aged only 26 years, while Verdi was working on his ill-fated second opera, Un Giorno di Regno
    13. on magiadellopera.com (in Italian): «On 18 June 1840 Margherita Barezzi’s life was cut short by violent encephalitis.»
    14. reocities.com (in Italian): Архивная копия от 24 августа 2013 на Wayback Machine «…on 20 [sic ] June 1840 his young wife Margherita died, struck down by a severe form of acute encephalitis.»
    15. The hotel’s website contains a brief history of the composer’s stay and a few photographs of those days
    16. Tintori, p. 232.
    17. Kerman, Joseph and Hussey, Dyneley. «Giuseppe Verdi». Encyclopedia Britannica, 23 Jan. 2021, https://www.britannica.com/biography/Giuseppe-Verdi.
    18. Casa Barezzi: where Verdi was discovered (англ.) (неопр.) . Italian Ways (23 января 2019). Дата обращения: 14 апреля 2021.
    19. Villa Verdi website (англ.). Villa Verdi . Дата обращения: 14 апреля 2021.
    20. «Il pianoforte di Verdi suona all’Accademia dei Musici». Cronache Ancona (in Italian). 2017-10-28.

    Ссылка на основную публикацию
    Похожее