Анастасия Вертинская десять лет тщетно разрушала брак Аллы Борисовны
Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:
На днях в МХТ им. Чехова проводили в последний путь Аллу Покровскую. Причиной смерти народной артистки России и замечательного театрального педагога стал сепсис, рассказал ее с Олегом Ефремовым сын Михаил: «Переливание крови сделать было невозможно, потому что у нее очень слабая печень. Она последние годы не вставала с кровати»…
Проститься с Аллой Борисовной пришли ее именитые коллеги и бывшие ученики, многие из которых стали суперзвездами. Все они с теплотой вспоминали эту потрясающую женщину.
Алла Борисовна стала третьей и последней официальной женой любвеобильного Олега Ефремова. До этого создатель «Современника» успел побывать в браках с актрисами Лилией Толмачевой и Ириной Мазурук, которая родила ему дочь Анастасию.
…Алла Покровская появилась на свет в знаменитой московской театральной семье. Ее мама Анна Некрасова была режиссером Центрального детского театра, где молодой Олег служил в послевоенные годы.
Александр Калягин, сестра покойной Мария Лемешева и Михаил Ефремов (справа) с женой Софьей Кругликовой
— Именно там Алла его впервые и увидела, более того — играла под его началом, — писал в книге «Ефремовы» биограф народного артиста Федор Раззаков. — Это случилось, когда он ставил с активом школьников новогоднее представление, где Алла играла роль Снегурочки. Естественно, тогда никто и представить не мог, что через некоторое время они станут мужем и женой.
Отец Аллы Борис Покровский дослужился до должности режиссера прославленного Большого театра, а позже создал и возглавил собственный Камерный оперный театр. В браке с Анной Некрасовой у Бориса Александровича родилась не только наша героиня, но и сын Саша, который стал концертмейстером Московской консерватории.
Никита Ефремов, внук Аллы Борисовны, принимал соболезнования. У гроба — актёр Алексей Кравченко
Позже Покровский женился на оперной диве Ирине Масленниковой и удочерил ребенка супруги от первого брака со знаменитым русским тенором Сергеем Лемешевым. Его приемная дочь и сводная сестра Аллы — Мария Лемешева, как и мама, стала оперной певицей.
— Близки с Аллой мы никогда не были, — рассказала «Экспресс газете» Мария. — Хотя всегда были готовы прийти друг другу на помощь. Бывали друг у друга на спектаклях и радовались успехам. Дома у Бориса Александровича, пока он был жив, часто встречались. А вот в гостях у сестры побывать не довелось. За месяц до ее смерти мы общались по телефону. Но я и не знала, что она так тяжело больна. Алла жаловалась лишь на проблемы с позвоночником. Сетовала, что то рука, то нога у нее болит. Умная, порядочная, тактичная, она всегда казалась бодрой и веселой… С ее бывшим мужем Олегом Ефремовым, увы, я не была знакома.
Внучка Покровской Анна-Мария, которая в этом году окончила школу. На заднем плане — артист Сергей Варчук
Детские годы
Алла появилась на свет в Москве в интеллигентной театральной семье. Отец девочки, Борис Покровский был широко известным оперным режиссером и артистом. Мама, Анна Некрасова, работала в детском театре режиссером.
Алла Покровская с детских лет мечтала связать свою жизнь с театром. Не желая, чтобы дочь встретилась с невероятными трудностями судьбы актера, родители были против желания девочки.
Алла записалась в студию театрального мастерства, но отец и мама внушали дочери, что у нее нет ни малейших способностей. Подобные заявления Аллу очень обижали. Но может быть, желание доказать родителям, что она талантлива, помогло ей добиться успеха.
Получив аттестат об окончании средней школы, Алла поступила на филфак пединститута. Но через год учеба была заброшена. Девушка хотела стать актрисой. Школа-студия МХАТ стала первой ступенькой на пути к осуществлению мечты.
В студенческие годы Покровская была свидетелем становления театра «Современник». Главный режиссер Олег Ефремов часто просил помощи у студентов в организации спектаклей. Она заключалась в установлении декораций. Студенты имели возможность видеть, как играют маститые актеры: Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша и другие.
Закончив обучение во МХАТе, Алла Покровская была зачислена в труппу «Современника», что приблизило ее к осуществлению детской мечты. Службе в «Современнике» Покровская отдаст 45 лет, завоевав признание многочисленных театралов, запомнивших артистку в спектаклях:
- «Вкус черешни».
- «Старшая сестра».
- «На дне».
Покровская не останавливалась на достигнутом признании, с каждым днем поднимаясь по ступенькам карьерной лестницы.
Преподавательская деятельность
В школе-студии МХАТ Алла Покровская начала работать в качестве преподавателя с 1979 года. На этой должности она получила профессорское звание. На лекции к Покровской приходили столичные студенты и аспиранты университета Карнеги.
Алла Борисовна со своим студентами
Сцену Алла Покровская не могла бросить, и в 2004 году стала играть в театре имени А. П. Чехова. Запоминающейся игрой актрисы зрители признали роли в спектаклях:
- «Мещане».
- «Господа Головлевы».
- «Дом».
- «Дыхание жизни» и др.
Знаменательным событием в жизни актрисы стала награда в номинации «Лучший дуэт» за роль в спектакле «Мещане». Ее партнером был Андрей Мягков.
В «Современнике»
Покровская продолжала играть в родном театре. Зрители аплодировали актерскому таланту, раскрывавшемуся в спектаклях:
- «Аккомпаниатор».
- «Крутой маршрут».
- «Виндзорские насмешницы».
В этот период Алла Борисовна заявила о себе как режиссер, постановки которого пришлись по душе многим почитателям театра. Лучшими режиссерскими работами Покровской стали: «Ромео Джульетта», «Бабье царство», «Косметика врага».
В картине «Кодовое название «Южный гром»
Творчество
Актёрские работы в театрах
Московский театр «Современник»
- 1959 — «Пять вечеров» (А. М. Володин) — Зоя
- 1960 — «Голый король» (Е. Шварц) — Фрейлина
- 1960 — «Третье желание» (В. Блажек) — его друзья
- 1961 — «Вечно живые» (В. Розов) — Вероника
- 1961 — «Друг детства» (М. Львовский) — Майя
- 1961 — «Четвёртый» (К. Симонов) — женщина, на которой Он женился
- 1962 — «По московскому времени» (Л. Зорин) — Тоня
- 1962 — «Старшая сестра» (А. Володин) — Лида
- 1963 — «Без креста!» (В. Тендряков) — Венька
- 1964 — «В день свадьбы» (В. Розов) — Рита
- 1965 — «Оглянись во гневе» (Д. Осборн) — Элисон Портер
- 1965 — «Всегда в продаже» (В. Аксенов) — Элла
- 1967 — «Традиционный сбор» (В. Розов) — Лиза Хренова
- 1967 — «Народовольцы» (А. Свободин) — Софья Перовская
- 1967 — «Большевики» (М. Шатров) — 2-я девушка
- 1968 — «На дне» (М. Горький)— Наташа
- 1969 — «Вкус черешни» (А. Осецка) — женщина
- 1970 — «С вечера до полудня» (В. Розов) — сестра Кима
- 1971 — «Свой остров» (Р. Каугвер) — Хелью
- 1971 — «Валентин и Валентина» (М. Рощин) — мать Валентины
- 1973 — «Восхождение на Фудзияму» (Ч. Айтматов, К. Мухаметжанов) — Алмагуль
- 1973 — «Погода на завтра» (М. Шатров) — Уралова
- 1975 — «Эшелон» (М. Рощин) — Маша
- 1977 — «Фантазии Фарятьева» (А. Соколова) — Александра
- 1977 — «Обратная связь» (А. Гельман) — Вязникова
- 1978 — «Генрих IV» (Л. Пиранделло) — маркиза
- 1980 — «Спешите делать добро» (М. Рощин) — Зоя
- 1983 — «Восточная трибуна» (А. Галин) — Шура Подрезова
- 1987 — «Стена» (А. Галин) — Софья Андреевна
- 1989 — «Крутой маршрут» (Е. Гинзбург) — Дерковская
- 1989 — «Привидения» (Г. Ибсен) — Фру Алвинг
- 1995 — «Виндзорские насмешницы» (У. Шекспир) — Миссис Пейдж
- 1998 — «Аккомпаниатор» (А. Галин) — Жанна Болотова
«Табакерка»
- 1999 — «Идиот» (Ф. М. Достоевский) — Елизавета Прокофьевна Епанчина
МХТ имени Чехова
- 2004 — «Изображая жертву» (Братья Пресняковы) — женщина в кимоно
- 2004 — «Мещане» (М. Горький) — Акулина Ивановна
- 2005 — «Господа Головлёвы» (М. Е. Салтыков-Щедрин) — Арина Петровна Головлёва
- 2009 — «Дыхание жизни» (Дэвид Хэйр) — Мадлен Палмер
- 2011 — «Дом» (Е. В. Гришковец) — Валентина Николаевна, мама Оли
Режиссёрские работы в театрах
- 2000 — «Бабье царство» (А. Чехов, С. Арсентьев) — МХТ им. А. П. Чехова
- 2002 — «Ромео и Джульетта» (У. Шекспир) — Московский драматический театр имени А. С. Пушкина
- 2008 — «Косметика врага» — Московский драматический театр имени А. С. Пушкина
- 2012 — «Не всё коту масленица» (фильм-спектакль) —
Фильмография
- 1965 — Строится мост — Ольга Перова
- 1966 — Июльский дождь — Лёля Курихина
- 1969 — Свой — Татьяна Васильевна Сергеева
- 1969 — Тоска —
- 1974 — Выбор цели — Таня
- 1974 — Свой остров —
- 1975 — Дневник директора школы — Лида
- 1975 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Ответный удар — Мария Бах
- 1975 — Такая короткая долгая жизнь — Маргарита Карловна
- 1976 — Дневной поезд — Инга
- 1976 — Семейная мелодрама — учительница литературы
- 1976 — Степной король Лир (фильм-спектакль) —
- 1976 — Угощаю рябиной —
- 1978 — Однофамилец — Валентина Львовна (Аля) Лазарева
- 1980 — Дом у кольцевой дороги — Любовь Владимировна
- 1980 — Активная зона — Ольга Викторовна Серебровская
- 1980 — Кодовое название «Южный гром» — майор контрразведки Зинаида Ивановна Чумакова
- 1980 — Охота на лис — Ольга Сергеевна
- 1982 — Спешите делать добро — Зоя
- 1984 — Третий в пятом ряду — Вера Матвеевна
- 1985 — Чужой звонок — мать Натальи
- 1987 — И снова Крижевский — Маргарита
- 1988 — Автопортрет неизвестного — мать Рябова
- 2001 — Не покидай меня, любовь (сериал) — Кира Петровна
- 2004 — 12 стульев —
- 2006 — Господа Головлёвы (фильм-спектакль) —
- 2008 — Тормозной путь (сериал) — Анна Юрьевна
- 2008 — Крутой маршрут (фильм-спектакль) —
- 2009 — Черчилль — Зоя Александровна Редько
- 2011 — Высоцкий. Спасибо, что живой — мать Высоцкого
Озвучивание мультфильмов
- 1982 — Великан-эгоист
- 1984 — Сказка о царе Салтане — Ткачиха
- 1985 — Крококот
- 1988 — Перевал — Мама
- 1990 — Когда-то давно… — читает текст
Личная жизнь
Первый брак Аллы Покровской длился 2 года. О нем она не хотела упоминать, даже называть имя мужа отказывалась. Разлучником пары стал Олег Ефремов, знаменитый метр кинематографа.
В детстве Алла Покровская, игравшая роль Снегурочки, была влюблена в Ефремова, который ставил новогоднее представление для школьников. В студенческие годы Аллу также часто сводила театральная судьба с известным режиссером.
В фильме «Тормозной путь»
Когда Ефремов начал оказывать ей знаки внимания, Покровская была замужней. У Олега Николаевича было много женщин до Аллы, но серьезно он никого из них не рассматривал в качестве спутницы жизни.
Ефремов сразу познакомил Покровскую со своими родителями, которым с первой встречи понравилась будущая невестка. Молодые люди начали совместную жизнь, а когда Алла забеременела, Олег настоял на оформлении законного брака.
Родители Аллы были категорически против союза двух актеров. Мать говорила, что дочери придется оставить театр, чтобы быть прислугой у Ефремова, и что ему ничего не нужно кроме сцены. Через 8 месяцев родился сын, которого назвали Михаил.
Миша рос очень активным ребенком. С раннего возраста были видны природные дарования. Ребенок был артистичен, но учеба у него не получалась, пришлось родителям перевести сына в вечернюю школу. Кинематограф вошел в жизнь Миши, когда ему исполнилось 12 лет. Детский талант раскрылся в картине «Когда я стану великаном».
Мальчик избрал путь родителей, в данный момент известен как актер театра. В 1995 г. ему присвоили звание Заслуженного артиста РФ.
Олег Ефремов — супруг Аллы Покровской
Семья складывалась, как и предсказывала мама Аллы, приносить жертвы ради семьи никто не хотел. В быту Ефремов был несостоятелен. Бытовые проблемы ему казались неразрешимыми, хотя был он непривередлив: ел, что дадут, чаще в буфете.
Алла также жила театром, позже признавалась актриса, что была плохой женой и такой же матерью. С семьей проводила время только во время отпуска. Официально актеры развелись через 16 лет совместной жизни, но на самом деле они выдержали только 8 лет.
Отрывок, характеризующий Покровская, Алла Борисовна
Прошло семь лет после 12 го года. Взволнованное историческое море Европы улеглось в свои берега. Оно казалось затихшим; но таинственные силы, двигающие человечество (таинственные потому, что законы, определяющие их движение, неизвестны нам), продолжали свое действие. Несмотря на то, что поверхность исторического моря казалась неподвижною, так же непрерывно, как движение времени, двигалось человечество. Слагались, разлагались различные группы людских сцеплений; подготовлялись причины образования и разложения государств, перемещений народов. Историческое море, не как прежде, направлялось порывами от одного берега к другому: оно бурлило в глубине. Исторические лица, не как прежде, носились волнами от одного берега к другому; теперь они, казалось, кружились на одном месте. Исторические лица, прежде во главе войск отражавшие приказаниями войн, походов, сражений движение масс, теперь отражали бурлившее движение политическими и дипломатическими соображениями, законами, трактатами… Эту деятельность исторических лиц историки называют реакцией. Описывая деятельность этих исторических лиц, бывших, по их мнению, причиною того, что они называют реакцией, историки строго осуждают их. Все известные люди того времени, от Александра и Наполеона до m me Stael, Фотия, Шеллинга, Фихте, Шатобриана и проч., проходят перед их строгим судом и оправдываются или осуждаются, смотря по тому, содействовали ли они прогрессу или реакции. В России, по их описанию, в этот период времени тоже происходила реакция, и главным виновником этой реакции был Александр I – тот самый Александр I, который, по их же описаниям, был главным виновником либеральных начинаний своего царствования и спасения России. В настоящей русской литературе, от гимназиста до ученого историка, нет человека, который не бросил бы своего камушка в Александра I за неправильные поступки его в этот период царствования. «Он должен был поступить так то и так то. В таком случае он поступил хорошо, в таком дурно. Он прекрасно вел себя в начале царствования и во время 12 го года; но он поступил дурно, дав конституцию Польше, сделав Священный Союз, дав власть Аракчееву, поощряя Голицына и мистицизм, потом поощряя Шишкова и Фотия. Он сделал дурно, занимаясь фронтовой частью армии; он поступил дурно, раскассировав Семеновский полк, и т. д.». Надо бы исписать десять листов для того, чтобы перечислить все те упреки, которые делают ему историки на основании того знания блага человечества, которым они обладают. Что значат эти упреки? Те самые поступки, за которые историки одобряют Александра I, – как то: либеральные начинания царствования, борьба с Наполеоном, твердость, выказанная им в 12 м году, и поход 13 го года, не вытекают ли из одних и тех же источников – условий крови, воспитания, жизни, сделавших личность Александра тем, чем она была, – из которых вытекают и те поступки, за которые историки порицают его, как то: Священный Союз, восстановление Польши, реакция 20 х годов? В чем же состоит сущность этих упреков? В том, что такое историческое лицо, как Александр I, лицо, стоявшее на высшей возможной ступени человеческой власти, как бы в фокусе ослепляющего света всех сосредоточивающихся на нем исторических лучей; лицо, подлежавшее тем сильнейшим в мире влияниям интриг, обманов, лести, самообольщения, которые неразлучны с властью; лицо, чувствовавшее на себе, всякую минуту своей жизни, ответственность за все совершавшееся в Европе, и лицо не выдуманное, а живое, как и каждый человек, с своими личными привычками, страстями, стремлениями к добру, красоте, истине, – что это лицо, пятьдесят лет тому назад, не то что не было добродетельно (за это историки не упрекают), а не имело тех воззрений на благо человечества, которые имеет теперь профессор, смолоду занимающийся наукой, то есть читанном книжек, лекций и списыванием этих книжек и лекций в одну тетрадку. Но если даже предположить, что Александр I пятьдесят лет тому назад ошибался в своем воззрении на то, что есть благо народов, невольно должно предположить, что и историк, судящий Александра, точно так же по прошествии некоторого времени окажется несправедливым, в своем воззрении на то, что есть благо человечества. Предположение это тем более естественно и необходимо, что, следя за развитием истории, мы видим, что с каждым годом, с каждым новым писателем изменяется воззрение на то, что есть благо человечества; так что то, что казалось благом, через десять лет представляется злом; и наоборот. Мало того, одновременно мы находим в истории совершенно противоположные взгляды на то, что было зло и что было благо: одни данную Польше конституцию и Священный Союз ставят в заслугу, другие в укор Александру. Про деятельность Александра и Наполеона нельзя сказать, чтобы она была полезна или вредна, ибо мы не можем сказать, для чего она полезна и для чего вредна. Если деятельность эта кому нибудь не нравится, то она не нравится ему только вследствие несовпадения ее с ограниченным пониманием его о том, что есть благо. Представляется ли мне благом сохранение в 12 м году дома моего отца в Москве, или слава русских войск, или процветание Петербургского и других университетов, или свобода Польши, или могущество России, или равновесие Европы, или известного рода европейское просвещение – прогресс, я должен признать, что деятельность всякого исторического лица имела, кроме этих целей, ещь другие, более общие и недоступные мне цели. Но положим, что так называемая наука имеет возможность примирить все противоречия и имеет для исторических лиц и событий неизменное мерило хорошего и дурного. Положим, что Александр мог сделать все иначе. Положим, что он мог, по предписанию тех, которые обвиняют его, тех, которые профессируют знание конечной цели движения человечества, распорядиться по той программе народности, свободы, равенства и прогресса (другой, кажется, нет), которую бы ему дали теперешние обвинители. Положим, что эта программа была бы возможна и составлена и что Александр действовал бы по ней. Что же сталось бы тогда с деятельностью всех тех людей, которые противодействовали тогдашнему направлению правительства, – с деятельностью, которая, по мнению историков, хороша и полезна? Деятельности бы этой не было; жизни бы не было; ничего бы не было. Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, – то уничтожится возможность жизни. Если допустить, как то делают историки, что великие люди ведут человечество к достижению известных целей, состоящих или в величии России или Франции, или в равновесии Европы, или в разнесении идей революции, или в общем прогрессе, или в чем бы то ни было, то невозможно объяснить явлений истории без понятий о случае и о гении. Если цель европейских войн начала нынешнего столетия состояла в величии России, то эта цель могла быть достигнута без всех предшествовавших войн и без нашествия. Если цель – величие Франции, то эта цель могла быть достигнута и без революции, и без империи. Если цель – распространение идей, то книгопечатание исполнило бы это гораздо лучше, чем солдаты. Если цель – прогресс цивилизации, то весьма легко предположить, что, кроме истребления людей и их богатств, есть другие более целесообразные пути для распространения цивилизации. Почему же это случилось так, а не иначе? Потому что это так случилось. «Случай сделал положение; гений воспользовался им», – говорит история. Но что такое случай? Что такое гений? Слова случай и гений не обозначают ничего действительно существующего и потому не могут быть определены. Слова эти только обозначают известную степень понимания явлений. Я не знаю, почему происходит такое то явление; думаю, что не могу знать; потому не хочу знать и говорю: случай. Я вижу силу, производящую несоразмерное с общечеловеческими свойствами действие; не понимаю, почему это происходит, и говорю: гений. Для стада баранов тот баран, который каждый вечер отгоняется овчаром в особый денник к корму и становится вдвое толще других, должен казаться гением. И то обстоятельство, что каждый вечер именно этот самый баран попадает не в общую овчарню, а в особый денник к овсу, и что этот, именно этот самый баран, облитый жиром, убивается на мясо, должно представляться поразительным соединением гениальности с целым рядом необычайных случайностей. Но баранам стоит только перестать думать, что все, что делается с ними, происходит только для достижения их бараньих целей; стоит допустить, что происходящие с ними события могут иметь и непонятные для них цели, – и они тотчас же увидят единство, последовательность в том, что происходит с откармливаемым бараном. Ежели они и не будут знать, для какой цели он откармливался, то, по крайней мере, они будут знать, что все случившееся с бараном случилось не нечаянно, и им уже не будет нужды в понятии ни о случае, ни о гении. Только отрешившись от знаний близкой, понятной цели и признав, что конечная цель нам недоступна, мы увидим последовательность и целесообразность в жизни исторических лиц; нам откроется причина того несоразмерного с общечеловеческими свойствами действия, которое они производят, и не нужны будут нам слова случай и гений. Стоит только признать, что цель волнений европейских народов нам неизвестна, а известны только факты, состоящие в убийствах, сначала во Франции, потом в Италии, в Африке, в Пруссии, в Австрии, в Испании, в России, и что движения с запада на восток и с востока на запад составляют сущность и цель этих событий, и нам не только не нужно будет видеть исключительность и гениальность в характерах Наполеона и Александра, но нельзя будет представить себе эти лица иначе, как такими же людьми, как и все остальные; и не только не нужно будет объяснять случайностию тех мелких событий, которые сделали этих людей тем, чем они были, но будет ясно, что все эти мелкие события были необходимы. Отрешившись от знания конечной цели, мы ясно поймем, что точно так же, как ни к одному растению нельзя придумать других, более соответственных ему, цвета и семени, чем те, которые оно производит, точно так же невозможно придумать других двух людей, со всем их прошедшим, которое соответствовало бы до такой степени, до таких мельчайших подробностей тому назначению, которое им предлежало исполнить. Основной, существенный смысл европейских событий начала нынешнего столетия есть воинственное движение масс европейских народов с запада на восток и потом с востока на запад. Первым зачинщиком этого движения было движение с запада на восток. Для того чтобы народы запада могли совершить то воинственное движение до Москвы, которое они совершили, необходимо было: 1) чтобы они сложились в воинственную группу такой величины, которая была бы в состоянии вынести столкновение с воинственной группой востока; 2) чтобы они отрешились от всех установившихся преданий и привычек и 3) чтобы, совершая свое воинственное движение, они имели во главе своей человека, который, и для себя и для них, мог бы оправдывать имеющие совершиться обманы, грабежи и убийства, которые сопутствовали этому движению. И начиная с французской революции разрушается старая, недостаточно великая группа; уничтожаются старые привычки и предания; вырабатываются, шаг за шагом, группа новых размеров, новые привычки и предания, и приготовляется тот человек, который должен стоять во главе будущего движения и нести на себе всю ответственность имеющего совершиться.
Интересные факты
- Алла Покровская вышла для игры на сцене через 18 дней после родов.
- Однажды Олег Ефремов пошел на прогулку с маленьким сынишкой. Пришел расстроенный, глядя на жену, сказал, что нужно выбирать между театром и гуляньем с сыном. Жена сказала: «театр…».
Алла Покровская всегда превозносила мужа. Говорила, что не могла быть его музой, но и не мешала.
Алла Покровская с сыном Михаилом
Семья
Отец — Покровский Борис Александрович (1912 — 2009), оперный режиссёр, народный артист СССР.
Мать — Некрасова Анна Алексеевна (1913 — 2003), режиссёр Российского академического молодёжного театра.
Муж — Олег Николаевич Ефремов (1927 — 2000), советский и российский театральный режиссёр, актёр, педагог, театральный деятель, Народный артист СССР (1976).
Сын — Михаил (род. 1963), советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист Российской Федерации (1995).
Внуки — Никита (род. 1988), актёр Московского театра «Современник», Николай (род. 1991), актёр, играл в телесериале «Белая гвардия», Борис (род. 2010); внучки — Анна-Мария (род. 2000), Вера (род. 2005), Надежда (род. 2007).
Последние дни актрисы
Алла Борисовна Покровская умерла от заражения крови на 82 году жизни. Артистка долго болела. Когда состояние резко ухудшилось, нужно было сделать переливание крови. Процедуру нельзя было выполнить из-за больной печени. Также присутствовали другие заболевания.
В реанимации актриса находилась больше двух недель. Все это время ежедневно ее посещал сын. Церемония прощания завершилась отпеванием в Средних Садовниках. На Троекуровском кладбище состоялись похороны известной актрисы и любимого многими педагога.
Мать Михаила Ефремова скончалась на 82-ом году жизни после продолжительной болезни