«Сделаешь, а потом пожалеешь»: краткое введение в историю татуировки

image
image
image
image

История татуировки

Глубокие исторические корни тату-географии не менее внушительны. Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Татуировались все — разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки и, конечно, жители Океании.

У разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату использовалась не только «дикарями».

Доисторические татуировки

История татуировки тянется с глубокой древности, еще в доисторические времена люди стали наносить узоры на свое тело. В 1991 году немецкие туристы случайно обнаружили высохшее тело человека в Эцтальских Альпах, как потом выяснилось — старейшую мумию, найденную в Европе. Тело Этци (такое имя получила находка) покрывали татуировки из точек, линий и крестов. Эти рисунки были сделаны не с помощью иголок, а способом, похожим на шрамирование: кожу рассекали, а в образовавшиеся небольшие надрезы засыпали порошок из древесного угля.

image

География ранних узоров на теле достаточно обширна: тату были распространены среди жителей Маркизских островов, у маори — коренного населения Новой Зеландии, а также у племен пиктов, скоттов и бритов, живших на территории Западной Европы во времена Древнего Рима.

Из Руси в Россию

Единственное сообщение о нательных рисунках на Руси найдено в «Записках путешественника на Волгу» у арабского писателя Ибн Фадлана в 920−921 гг: «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл. … И от края ногтей кого-либо из них до его шеи — это всё зелёное: деревья, изображения и тому подобное».

Кроме этого упоминания, татуировка в России появляется лишь в XlX веке, когда гвардейский поручик граф Федор Толстой на стоянке у острова Нукагива во время кругосветного путешествия привез на корабль «Надежда» местного мастера и забил себе все тело. Его примеру последовали многие матросы, что «парализовало» команду. Татуировка в те времена наносилась болезненным путем надрезов осколками раковин и заливание едких красящих пигментов. Экипаж был нетрудоспособен. График похода шел «коту под хвост». Капитан корабля Иван Крузенштерн негодовал. В будущем это придало яркости рассказам графа, когда он охотно демонстрировал свое тело в аристократических салонах по просьбам гостей.

К концу столетия татуировка в России становится символом аристократии. 8 декабря 1906 года петербургский дворянин Евгений Павлович Вахрушев подал прошение начальнику главного врачебного управления с просьбой официально разрешить ему заниматься нанесением татуировок. После недолгой переписки он стал первым легальным татуировщиком в России.

Дело Вахрушева

Они наносили так называемые «сахалинские картинки». Дальше начинание подхватил Александровский централ в Иркутской губернии, а после Октябрьской революции татуировка становится «буржуазным пережитком царского режима».

Вплоть до окончания Великой Отечественной войны татуировка ассоциировалась исключительно с асоциальной прослойкой, где воровские нательные символы — это и «паспорт», и «досье», и «грамоты», и «орденские книжки».

После Победы из штрафбатов вернулось множество героев: на одежде ордена и медали, под гимнастерками уголовное прошлое. Это несколько смягчило отношение добропорядочного населения к подкожной «живописи».

В послевоенные годы блатные песни, стихи Высоцкого и фильм «Сережа» (1960) притянули татуировку в городской фольклор творческой интеллигенции.

К 80-м годам тела советской рок-элиты пестрили аналогами западного рецепта «sex, drugs & rock’n’roll». А местные мастера активно черпали опыт у Запада. В 1995 году в Москве состоятлась первая тату-конвенция.

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

Цирковые легенды: Капитан Костентенус, Нора Хильдебрандт и Анна Гиббонс

Широкий интерес к татуировке появился только в XVII веке, когда первооткрыватели, возвращаясь из путешествий, стали привозить с собой татуированных дикарей. Они предполагали, что на родине публика захочет поглазеть на экзотическое зрелище.

Уже в XIX веке люди начали специально превращать свое тело в коллекцию татуировок, ведь с такой экстравагантной внешностью можно было колесить с бродячими цирками, участвовать в уличных представлениях и зарабатывать деньги. На сайдшоу — зрелищах, устраивавшихся на карнавалах, балаганах и ярмарках, — каждый желающий мог посмотреть за сущие гроши на диковинных людей: здесь были карлики, гиганты, сиамские близнецы, люди с деформациями тела, с избыточным весом или, наоборот, очень худые и, конечно, мужчины и женщины, чье тело полностью покрывали татуировки.

Чтобы привлечь побольше зрителей, циркачи придумывали себе легенды. В то время были популярными истории, в которых красочно описывались опасности мира дикарей: например, о традициях туземцев татуировать пленных. Подобные рассказы щекотали нервы впечатлительной публики и подогревали ее интерес.

Одной из самых распространенных легенд конца XIX века была история капитана Георга Костентенуса, которого обнаружил Финеас Тейлор Барнум — основатель одного из первых музеев диковинных людей, считающийся родоначальником шоу-бизнеса и индустрии развлечений.

На своих шоу Барнум представлял Костентенуса как самого татуированного человека в мире, называя его «чудом из чудес среди смертных». Все тело Капитана, включая голову, лицо и пальцы ног, было покрыто разноцветными татуировками с изображением мифических животных.

Ходили слухи, что Костентенус родился в Албании и сделал себе татуировки самостоятельно, но он рассказывал совершенно другую историю. По словам капитана, еще ребенком он оказался в плену у китайских татар в Бирме, которые три месяца насильно делали ему татуировки, подвергая страшным мукам. Считалось, что обряд принудительного нанесения изображений на тела пленных носил особый характер, как знак того, что человек больше не принадлежит себе.

История Капитана, пережившего миллионы уколов с кровопусканием, произвела на его современников большое впечатление. Георг стал настоящей звездой с немыслимыми для того времени гонорарами, доходящими иногда до 1 000 долларов в неделю.

Успех Костентенуса вдохновил организаторов ярмарочных увеселений в США. Бродячие цирки и их городские аналоги, музеи диковинок, начали показывать татуированных мужчин и женщин, и все как один рассказывали невероятные истории о появлении своих рисунков.

В таком же музее в 1882 году в Нью-Йорке начала свою карьеру одна из самых известных татуированных женщин Нора Хильдебрандт — она первой из всех представительниц прекрасного пола стала публично демонстрировать свои рисунки. Ее легенда была не менее поразительной: на Диком Западе Нора и ее отец попали в плен к вождю индейцев по имени Сидящий Бык, и тот под угрозой смерти заставил отца сделать на теле дочери 365 татуировок.

Как водится, история привлекла немало внимания, но впоследствии выяснилось, что рассказ от начала и до конца был выдумкой, а изображения на теле Норы сделал ее сожитель, странствующий тату-мастер Мартин Хильдебрандт.

Не все цирковые легенды заманивали зрителей ужасами о пытках. Например, об Анне Гиббонс говорили, что девочка, родившаяся в 1893 году в небогатой фермерской семье, в 14 лет потеряла отца. Чтобы заработать себе на пропитание, она покрыла свое тело узорами и присоединилась к бродячему цирку.

Сферы использования[ | ]

Девушка с островов Туамоту. Худ. Генри Бим Мартин (англ.)русск. (1847)

  • Татуировка нередко используется преступными группами («воры в законе», мара сальватруча, якудза и так далее) как метод идентификации внутри иерархии.
  • Распространена среди молодёжных групп и течений, способствуя самовыражению.
  • Татуировка — это разновидность боди-арта, то есть, вид авангардного искусства.
  • Татуировка используется правоохранительными органами как особая примета для поиска преступника.
  • Нередко используется для идентификации (опознания) трупов в ходе судебно-медицинских расследований.

Современные мастера татуировки используют профессиональное техническое оборудование для нанесения татуировок, самыми распространёнными являются индукционная машинка и/или роторная машинка.

Татуированная Венера

Однако не все цирковые артисты придумывали себе сценические легенды, а некоторые были даже категорически против.

Бетти Бродбент влюбилась в искусство татуировки в 14 лет, увидев мужчину, показывавшего свои изображения уличным зевакам. К 18 годам на ее теле можно было насчитать уже более 350 (а впоследствии 565) рисунков различной тематики: от изображений исторических личностей до рисунков по мотивам библейских сюжетов.

Большую часть жизни Бетти провела на гастролях цирковых сайдшоу, выступая под эффектным псевдонимом татуированная Венера. Она отказывалась придумывать себе легенду и настаивала на том, что рисунки на теле без всяких историй привлекают к себе внимание — как говорится, «во-первых, это красиво». Бетти никогда не оголялась больше, чем было приемлемо в то время, — ее обычным сценическим костюмом был закрытый купальник — и не принимала участие в вульгарных шоу.

Не желая вызывать интерес публики россказнями и чрезмерно откровенными выступлениями, Бетти искала новые способы удивить зрителей. Так она стала участницей набиравших тогда популярность представлений с лошадьми и некоторое время работала наездницей в шоу по названием «Дикий Запад».

Резюме

Татуировки являются неотъемлемой частью некоторых культур. В западном мире потребовалось время, чтобы декоративные чернила стали социально приемлемыми. Только за последние пятьдесят лет татуировки стали популярными.

Свидетельства татуировки в древних цивилизациях удивительны. Татуировки древних эпох, как правило, были связаны с медицинским лечением, в отличие от косметической ценности, которую они имеют сегодня. В развитии трендов и тенденций мира тату предстоит ещё множество изменений, как знать куда это может привести человечество

Электросила: первая тату-машинка

Со временем нужда в цирковых легендах совсем отпала. Тату-сенсацией конца XIX века стали супруги Франк и Эмма Де Бург, прославившиеся на весь мир как одни из первых людей, рисунки которых были нанесены электрической тату-машинкой.

В 1891 году американец Самуэль О’Райли изобрел первую в мире тату-машинку, взяв за основу электрическое перо Томаса Эдисона, применявшееся для копирования документов. О’Райли усовершенствовал изобретение Эдисона: оснастил механизм контейнером для краски и начал использовать пучок сменных игл вместо одной. Новое устройство работало с большой по тем меркам, скоростью делая несколько проколов в секунду.

Криминальная наколка, глобализация и соцсети

Мафиози Якудза, который двадцать лет бегал от японского правосудия нашли в Тайланде по татуировке, которую ему накололи в тюрьме. Однажды играл в шахматы на улице, а на спине можно было видеть его татуировку. Его сфотографировал какой-то турист и разместил в своем аккаунте. Снимок получил огромное количество лайков, и стал гулять по сети. Фотографию увидели в Японии и опознали. Видимо не напрасно философия японской татуировки предполагала что тату не стоит выставлять напоказ, что это красота скрытая и она тем и хороша.

Тату-зависимость: сам себе мастер

Если предыдущие герои наносили татуировки с целью прославиться, заработать денег или просто из любви к искусству, то история знает и такие случаи, когда сами узоры на теле становились главной целью человека, и даже больше — настоящей зависимостью.

Так случилось с Карлом Эргелем. Мужчина родился в 1908 году в Германии. В молодости Карл увидел трех рабочих с татуировками на лицах и с тех пор стал одержим рисунками на теле.

Большинство изображений Эргелю нанес гамбургский тату-мастер Кристиан Варлих, одно время даже сделавший клиента «лицом» своих рекламных открыток.

ХХ век

В ХХ веке Первая мировая война сделала татуировку невероятно популярной. Между боями солдаты создавали изображения на различных частях тела. Не исключено, что мирное время многие из них на это не решились бы. Но на войне, каждый думал о своих близких и о том, что будет, в случае печального исхода. Никто не хотел пропадать без вести, чтобы его, возможно, изуродованное или разорванное на части тело смогли идентифицировать и привезти домой к маме, к жене и детям, а те, в свою очередь, отправили в последний путь.

Послевоенная популярность грубой татуировки среди низших слоев населения уничтожила моду на подкожные картинки среди элиты. И даже средний класс всячески прятал под многослойными одеждами объекты минувшей гордости.

Лишь благодаря рок-музыке, байкерам и революционно настроенной молодежи 50−60-х татуировка снова начала обретать невероятную популярность. Стали снимать фильмы, где на телах секс-символов красовались незамысловатые картинки.

Для художественных фотосъемок стали прибегать к боди-арту, чтобы создать брутальный образ. В 1970 году на обложку «Rolling Stones» впервые попал татуированный человек. Это был мастер и основатель тату-музея Лайл Таттл. Множество рок-звезд в те времена стали счастливыми обладателями его работ, в том числе Шер, Дженис Джоплин, Генри Фонда.

Лайл Таттл

© en. wikipedia.org/wiki/History_of_tattooing

Современная тату-культура: человек с произведением искусства на спине

Татуировка давно перестала быть элементом увеселительных зрелищ. Сейчас рисунок на теле человека — это часть современной визуальной культуры, способ коммуникации, а для кого-то и символ переходного момента в жизни.

Именно таким моментом стала татуировка для Тима Штайнера, бывшего менеджера тату-салона из Цюриха.

В 2006 году знаменитый своими провокационными работами мастер Вим Дельвуа искал человека, который пожелает стать живым холстом. Тиму предложили поучаствовать в проекте, и он не раздумывая согласился.

Спустя два года на его спине появилась татуировка: молящаяся Дева Мария с четками в руках, увенчанная черепом в мексиканском стиле. Дельвуа потратил 40 часов на выполнение этой работы.

Позднее Штайнер подписал контракт с немецким галеристом, по условиям которого после смерти Тима фрагмент его кожи с татуировкой будет продан любому желающему.

Сегодня он живой экспонат: не менее трех раз Тим обязан выставлять свою спину в музеях. Сам Штайнер говорит, что на его коже — произведение искусства, а он просто парень, который временно его носит.

Виды[ | ]

Недавно выполненный перманентный макияж губ

Постоянные[ | ]

Наносится под кожу с помощью одной или нескольких игл. При правильном нанесении и использовании качественного пигмента такая татуировка может выцвести, но только в случае её стаpости или пpи не пpавильном заживлении.

Косметические[ | ]

Татуировки часто используют в косметических целях для ликвидации различных пятен или для нанесения макияжа на лицо — так называемый перманентный макияж. Перманентному макияжу могут подвергаться губы, брови или глаза (веки), шрамы, имитировать румяна и волосы (маскировка шрамов после пересадки волос). Перманентный макияж рассчитан на срок от 1 года до 5 лет.

Личный дневник Деппа: как превратить «Вайнону» в «Вино»

Джонни Депп — пожалуй, одна из самых татуированных звезд. Актер утверждает, что для него нанесение рисунков — это как вести личный дневник. На его теле изображены главные моменты жизни: например, на правой руке Деппа вытатуирован индейский вождь — символ того, что в нем течет кровь коренных жителей Америки. Также у актера есть татуировка в честь бывшей возлюбленной Вайноны Райдер — «Вайнона навсегда», однако после расставания Депп изменил надпись на «Вино навсегда». Имена детей и матери тоже запечатлены на звездном теле. Это лишь небольшая часть изображений, смысл остальных татуировок Депп предпочитает держать в тайне.

Узнать подробнее об истории татуировки и ознакомиться с экспозицией выставки Пушкинского музея можно в соцсетях по хештегу #НаединесПушкинским.

Присоединиться к клубу

Содержание

  • 1 Сферы использования
  • 2 Этимология
  • 3 История 3.1 В России

4 Ритуальные татуировки

    4.2 Татуировки Енисейских кыргызов4.3 Японские татуировки4.4 Татуировки в Третьем рейхе5 Отношение религий к татуировке

      5.2 Христианство5.3 Ислам6 Виды

        6.2 Косметические7 Красители и пигменты8 Риск для здоровья9 Способы выведения татуировок

          9.2 Термический способ9.3 Химический способ10 См. также11 Примечания12 Литература13 Ссылки

          Способы выведения татуировок[ | ]

          Самый распространённый и цивилизованный метод — использование лазера. Механизм действия лазера — фотоакустический: его энергия поглощается так быстро, что клетки не успевают нагреться, расширяются и дробятся на более мелкие частички (это снижает повреждение соседних клеток). По причине сложности удаления чаще всего татуировку перекрывают иным рисунком. Некачественную, надоевшую или плохо сделанную татуировку покрывают заново новым рисунком, который полностью закрывает старый, либо вносят коррективы и исправления. Процесс перекрытия старой татуировки новой называется кавер-ап

          (англ. cover-up).

          Механический способ[ | ]

          Дермабразия находит применение в тех случаях, когда размеры татуировок сравнительно невелики. К такой операции обращаются и люди, имеющие на коже небольшие дефекты — рубцы, пигментные пятна, оставшиеся после интенсивного воздействия солнечных лучей, и т. п.

          Термический способ[ | ]

          Это процедура удаления постоянных татуировок при помощи лазера. Лазеры позволяют не только избавиться от нательного украшения любой степени сложности, размера, окраски, глубины, но и произвести корректировку татуировок.

          Широко распространены q-switched nd-yag

          лазеры, позволяющие расщеплять пигмент на более мелкие фрагменты, которые впоследствии выходят из организма естественным путём. Выведение таким образом чаще всего не оставляет шрамов. Но не весь пигмент может быть выведен полностью.

          Химический способ[ | ]

          Этот способ предполагает удаление татуировок при помощи каких-либо химических веществ, целью которых является отшелушивание верхних слоёв кожи с частичками красящего вещества (пилинг).

          Риск для здоровья[ | ]

          Нарушение кожного барьера при нанесении татуировок и пирсинге создаёт условия для проникновения патогенных бактерий и вирусов, повышая риск возникновения бактериальных кожных инфекций, гранулём и передаваемых с кровью инфекций, таких как столбняк, стафилококковая инфекция, гепатит и СПИД, а также аллергических реакций на красители и инструменты[17][18]. Особенно нежелательно проведение этих процедур во время беременности из-за риска инфекций и попадания токсичных веществ в организм плода[19][20][21].

          Учёные из Европейского химического агентства провели исследование, доказавшее опасность чернил, используемых для татуировок. Краски, используемые для нанесения тату, потенциально токсичны и могут вызвать целый ряд заболеваний, начиная от аллергии и заканчивая раком. Причём наиболее ядовитыми оказались красные чернила, за ними следуют синие, зелёные и чёрные[22]. Белые чернила использующие оксид титана(IV) потенциально канцерогенные.

          Даже «временные татуировки» с хной могут вызвать проблемы; они не получили одобрения от Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США[23][24]. По сообщению Национальной медикаментозной службы Португалии, использование временных смываемых татуировок (био-татуировки) вредно для кожи, так как в состав краски входит парафениленодиамин, который разрешён к применению в строго определённых небольших количествах. Татуировки с применением парафениленодиамина могут вызвать аллергические реакции или экзему.

          Увлечение татуировками может привести к тату-зависимости.

          Ссылка на основную публикацию
          Похожее