Эффект Зейгарник — психологическое явление, объясняющее, почему незавершенные задачи продолжают вызывать тревогу и дискомфорт. В статье рассмотрим суть этого эффекта, приведем примеры из повседневной жизни и объясним его влияние на поведение и восприятие. Понимание эффекта Зейгарник поможет лучше управлять мыслями и эмоциями, а также справляться с обрывками памяти, мешающими спокойствию и продуктивности.
Эффект незавершённости
Эффект Зейгарник стал важным понятием в области гештальт-психологии. Блюма Вульфовна Зейгарник заметила, что если человек не завершает какое-либо дело, он не может расслабиться и успокоиться. Она описала этот эффект следующим образом:
- Сначала возникает задача или цель. Человек начинает действовать, и его психика выделяет определённое количество энергии, своего рода «топливо» для выполнения этой задачи.
-
В какой-то момент действие прерывается, и психическое напряжение остаётся неразряженным.
-
Это оставшееся напряжение, психическая энергия, беспокоит память.
Человеческая психика устроена так, что всегда стремится к гармонии. Если возникла потребность, её необходимо удовлетворить. Никакие процессы не исчезают сами по себе. Если появилась энергия, чувство или цель, они должны быть реализованы. В противном случае они остаются в «ожидании». Часто такая нереализованная энергия может привести к психосоматическим заболеваниям, так как ищет выход через тело.
Гештальт-психология опирается на эффект Зейгарник, рассматривая незавершённые «гештальты». Слово «гештальт» переводится как «образ». Эффект Зейгарник стал основой для ключевых принципов гештальт-психологии — принципа целостности и завершённости. В каждом человеке заложено стремление к целостности, поэтому незавершённые дела становятся психологической травмой.
Эффект Зейгарник активно используется для удержания зрителей при просмотре длинных сериалов. Каждая серия заканчивается на самом интересном моменте, создавая ощущение незавершённости, чтобы зритель обязательно вернулся к просмотру!
В маркетинге и рекламе также учитывают эффект Зейгарник. Многие рекламные сообщения формируются так, чтобы у потребителя возник интерес, но он оставался неудовлетворённым, создавая вопросы и ожидание. Эффект Зейгарник помогает стимулировать повторные продажи. Он также проявляется в повседневной жизни и в отношениях.
Например, среди женщин часто встречаются истории о первой любви. Рассмотрим историю Марии, которая уже много лет счастливо замужем, воспитывает детей и заботится о муже. Однако в разговорах с подругами она всегда вспоминает о своей первой любви — молодом красавце Павле.
С каждым годом воспоминания становятся всё ярче и печальнее, а чувство несбывшихся надежд не покидает её сердце. Несмотря на удачный брак, Мария помнит Павла всю жизнь. Она вспоминает его внешний вид, каждое его слово и все места, где они гуляли вместе. Ей кажется, что жизнь с Павлом была бы более удачной, с меньшим количеством ссор и недопонимания, и с более глубокими чувствами.
Мария может любить своего мужа и видеть в нём положительные качества. Но память о первой любви не угасает. Почему так? Насколько прекрасен был Павел? На самом деле, нет. Их история любви закончилась слишком рано. Павла призвали в армию на три долгих года, и хотя родители Марии не возражали против него, они были рады, когда она приняла предложение другого молодого человека. Они считали, что юношеская любовь не серьёзна, и что пора выходить замуж.
Будущий муж Марии тоже был ей симпатичен, а время шло, и писем от Павла становилось всё меньше. Давление родителей и общественные стереотипы о страхе остаться в одиночестве повлияли на её решение. Она вышла замуж и написала Павлу, что не будет его ждать.
Отношения Марии и Павла остались незавершёнными. Они расстались, будучи по-прежнему влюблёнными друг в друга. Они не прошли через кризисы и не узнали, как со временем угасает страсть, как быт поглощает романтику, и как из влюблённости может возникнуть равнодушие или ненависть. Они не узнали недостатков друг друга. Их отношения оборвались на самом красивом этапе и остались незавершённой историей.
Поэтому в памяти Марии Павел остаётся идеализированным. Незавершённость её чувств усиливается чувством вины, и именно поэтому он занимает особое место в её памяти. Что касается Павла, для него это также незавершённая история. Чувства начали развиваться в разлуке, подкреплённые обещанием Марии ждать. Но всё резко оборвалось неприятным письмом. В его памяти Мария осталась предательницей.
Обида и злость со временем немного утихают, но не покидают память. Первая рана на душе остаётся с ними на всю жизнь.
Эксперты в области психологии отмечают, что эффект Зейгарник проявляется в повседневной жизни, когда незавершенные задачи остаются в сознании человека, вызывая дискомфорт и потребность в их завершении. Например, студенты, которые не могут закончить курсовую работу, часто испытывают постоянное беспокойство, что отвлекает их от других дел. В то же время, этот эффект может быть использован в маркетинге: реклама, которая оставляет зрителей в ожидании завершения истории, стимулирует интерес и желание узнать больше о продукте. Также в личных отношениях незавершенные разговоры или конфликты могут оставаться в памяти, подталкивая людей к их разрешению. Таким образом, эффект Зейгарник демонстрирует, как незавершенные действия влияют на наше поведение и эмоциональное состояние.
Как почистить память?
Гештальт-терапевты обучаются этим методам, и ты тоже сможешь их освоить. Незавершённые действия и ситуации можно попытаться проработать самостоятельно. Конечно, наиболее болезненные моменты лучше решать с помощью профессионала. Однако многие вопросы ты сможешь закрыть самостоятельно.
- Метод «письма».
Если твоя незавершённая ситуация связана с отношениями или конкретным человеком, попробуй написать серию писем. Начни с первого – представь, что ты обращаешься к этому человеку, делясь своими мыслями, чувствами и переживаниями, расскажи о своих желаниях и о том, как ты его вспоминаешь. В общем, выложи все свои эмоции на бумагу. Затем напиши ответ от его имени. Как бы он ответил на твоё письмо? Возможно, вам потребуется обменяться несколькими письмами. Пиши до тех пор, пока не почувствуешь облегчение.
Со временем эта ситуация перестанет беспокоить тебя.
- Метод «пустой стул». Эта техника также принадлежит к гештальт-терапии. Она схожа с предыдущей, но вместо письма здесь нужно говорить.
Поставь два стула. Сначала сядь на один из них – это твой стул. Почувствуй своё тело, найди комфортное положение. Сосредоточься на проблемной ситуации. Представь напротив себя человека, с которым хочешь поговорить. Вообрази, как он выглядит, во что одет, какое у него выражение лица. Теперь начни диалог. Говори всё, что на душе. Ты можешь говорить, плакать, кричать.
Затем пересаживайся на его стул. Теперь ты – это он. Почувствуй, что он испытывает в ответ на твои слова, что он хочет сказать тебе? Говори от его имени. Представь, что ты сидишь напротив и слушаешь его.
Продолжай диалог, пока не почувствуешь облегчение или не осознаешь что-то важное. Обсудите всё, что осталось недосказанным. Обязательно попрощайтесь и пообещайте друг другу двигаться дальше по своим путям.
- Твоя сказка. Опиши незавершённую ситуацию подробно. Вместо «недописанного» конца создай свой, доведя рассказ до завершения. Прислушивайся к своей интуиции. Можешь придумать несколько вариантов окончания. Позволь своей внутренней энергии проявиться в творчестве.
Применяй любую из этих техник, оставляй прошлое позади и смотри в будущее. Более подробно о эффекте Зейгарник можно узнать в её книге «Патопсихология».
Ситуация | Незавершенное действие (вызывающее эффект Зейгарник) | Завершенное действие (для сравнения) |
---|---|---|
Чтение книги | Остановка на захватывающем моменте, не дочитав до конца | Дочитывание книги до конца |
Игра в компьютерную игру | Прерывание игры перед важным событием или уровнем | Прохождение игры до конца |
Написание отчета | Остановка на середине написания, не отправив отчет вовремя | Отправка готового отчета |
Приготовление сложного блюда | Остановка на середине приготовления, блюдо осталось недоделанным | Приготовление и подача готового блюда |
Решение сложной задачи | Прерывание решения задачи перед получением результата | Решение задачи до конца и получение результата |
Сборка мебели | Остановка сборки на половине пути | Полностью собранная мебель |
Просмотр фильма | Выключение фильма на самом интересном месте | Просмотр фильма до конца |
Вязание свитера | Остановка вязания на середине работы | Готовый связанный свитер |
Интересные факты
Эффект Зейгарник — это психологический феномен, который заключается в том, что незавершенные или прерванные задачи запоминаются лучше, чем завершенные. Вот несколько интересных фактов об этом эффекте:
-
Исследование Зейгарник: В 1920-х годах советская психолог Блюма Зейгарник провела эксперименты, в которых участникам предлагали выполнять задачи. Она заметила, что те задачи, которые были прерваны, запоминались лучше, чем завершенные. Это открытие стало основой для дальнейших исследований в области памяти и мотивации.
-
Применение в маркетинге: Эффект Зейгарник активно используется в рекламе и маркетинге. Например, многие компании создают незавершенные истории или интригующие тизеры, чтобы удержать внимание потребителей. Это заставляет людей возвращаться к продукту или услуге, чтобы узнать, чем закончится история.
-
Личное применение: В повседневной жизни эффект Зейгарник можно наблюдать, когда мы оставляем дела незавершенными, например, не дочитываем книгу или не заканчиваем проект. Это может вызвать у нас чувство беспокойства или дискомфорта, что, в свою очередь, может мотивировать нас завершить начатое, чтобы избавиться от этого ощущения.
Эти факты подчеркивают, как эффект Зейгарник влияет на наше поведение и восприятие, как в личной жизни, так и в коммерческой сфере.
Как повысить свою продуктивность и эффективность обучения, воспользовавшись эффектом Блюмы Зейгарник?
История о том, как Курт Левин и будущая советская психолог Блюма Зейгарник проводили свои исследования, изучая работу человеческой памяти, известна многим, кто интересуется психологией. Исследователи наблюдали за тем, как официанты принимают заказы в кафе, точнее, в венском ресторане.
Их выводы, изложенные в предыдущей статье, представляют собой интересную теорию. Блюма Зейгарник и ее коллега пришли к пониманию, что незавершенные дела надолго остаются в нашей памяти, и наш мозг постоянно возвращается к ним. Это открытие теперь может быть использовано каждым человеком в своих интересах.
В жизни Блюмы Вульфовны было много значимых событий. Она стала одним из основателей факультета психологии Московского государственного университета и кафедры патопсихологии в СССР.
Интересно, что именно после знакомства с известным психологом Куртом Левином, Блюма начала по-настоящему увлекаться психологией. В 21 год она поступила в Берлинский университет, где начала изучать свою страсть.
Город, в котором она жила и училась, также вызывал у нее большой интерес. Позже она делилась с близкими своими впечатлениями о том, как окружение влияло на ее восприятие психологии и жизни в целом.
Юной Блюме пришлось изучать немецкий язык (помимо литовского и русского), чтобы не пропустить важные моменты из лекций, которые читали различные преподаватели. Времени на это у нее было немного.
Берлин стал для нее источником ценных знаний и новых друзей. Здесь она начала проявлять себя как психолог и писать научные работы.
Эффект Зейгарник стал темой множества обсуждений. Каждый может использовать этот инструмент, чтобы сосредоточиться на приоритетах и не отвлекаться на мелочи. С его помощью можно бороться с прокрастинацией, сделать обучение более продуктивным и даже улучшить свое психологическое состояние.
Человек сможет лучше запоминать информацию, быстрее выполнять учебные задания и завершать поставленные задачи, легко извлекая из памяти имена, цифры и понятия. Это поможет ему получать больше полезных знаний и запоминать необходимые сведения.
Представим ситуацию: человек откладывает дела на потом и не спешит возвращаться к ним. Например, студент получил тему дипломной работы. Он мог бы быстро начать ее писать и приблизить день, когда почувствует облегчение от завершения.
Завершение диплома – его главная задача. После этого он сможет заниматься другими любимыми делами.
Простой пример: у студента есть намерение и знания, на которые он может опираться. Но ему не хватает желания и интереса. Вместо того чтобы быстро написать работу (или хотя бы ее первую часть), он продолжает жить без забот, поддерживая свое ленное состояние.
Конечно, время от времени он будет вспоминать о задаче, которая висит у него на плечах. Или ему об этом напомнит преподаватель.
Но вряд ли студент захочет выделить время и сесть за еще не начатый проект. Подобных примеров незавершенных дел, которые беспокоят людей и не дают расслабиться, можно привести множество.
Лучшим решением в такой ситуации будет заставить себя начать работу. Не обязательно сразу заканчивать ее. Важно сделать первый шаг, начать изучать материал и получать новые знания по теме.
Начало может быть непростым. Информация может не запоминаться. Но нужно продолжать, заставляя себя хотя бы в начале.
Этот подход приведет к тому, что в мозге возникнет когнитивное напряжение, которое будет сохраняться до тех пор, пока проект не будет завершен. Это напряжение будет подталкивать человека к завершению начатого.
Не стоит бояться прерывать мысль на пике. Можно позволить себе отдохнуть и сменить деятельность на время, а затем вернуться к основной задаче.
Человеческий мозг будет постоянно «напоминать», что нужно вернуться к начатому и завершить его. Он будет стремиться к ощущению завершенности и влиять на желания своего владельца, подталкивая к новым действиям.
Таким образом, можно добиться повышения на работе или других желаемых наград. Чувство незавершенности будет мотивировать продолжать действовать и не оставаться на месте. Это будет толкать вперед. Разные незавершенные дела не дают успокоиться и расслабиться – это один из важных психологических секретов.
Интересный факт: многие люди боятся больших задач из-за их масштабности и недостатка структуры. Это одна из особенностей психики, стремящейся защитить нас от дискомфорта.
Эту особенность можно воспринимать как «инструкцию по эксплуатации» для самого себя, используя ее для наблюдения за работой своего разума.
Решение проблемы заключается в том, чтобы разбить одну задачу на несколько частей (не две-три, а больше). Полезно запомнить этот принцип и знать, как подходить к себе, замечая особенности работы психики и мозга. И, конечно, помнить об эффекте Зейгарник.
Например, если человек планирует открыть собственный бизнес, ему не стоит сразу настраиваться на долгий и сложный путь. Каждый успешный предприниматель сталкивался с трудностями и понимал, что все не так просто, как казалось.
В некоторых случаях достичь цели не удавалось вовсе. Это могло навсегда отвратить некоторых от поставленной цели и дальнейших шагов.
Но завершение дела помогает избавиться от страхов. Полезно забыть о неудачных примерах и не зацикливаться на результате (положительном или отрицательном). Важно сосредоточиться на небольших шагах и регулярно их делать. Это и есть основа успеха.
Примеры применения эффекта Зейгарник в маркетинге и рекламе
Эффект Зейгарник, описанный советским психологом Блюмой Зейгарник, заключается в том, что незавершенные задачи и действия запоминаются лучше, чем завершенные. Этот феномен активно используется в маркетинге и рекламе для повышения вовлеченности потребителей и стимулирования их интереса к продуктам и услугам.
Одним из ярких примеров применения эффекта Зейгарник в маркетинге является создание рекламных кампаний, которые оставляют зрителей в состоянии ожидания. Например, многие бренды используют тизеры — короткие видеоролики или изображения, которые намекают на новый продукт, но не раскрывают всех деталей. Это создает интригу и заставляет потенциальных клиентов ждать релиза, что увеличивает интерес и обсуждение в социальных сетях.
Еще одним примером является использование незавершенных историй в контенте. Бренды могут создавать сериалы или вебинары, которые заканчиваются на захватывающем моменте, побуждая зрителей вернуться за продолжением. Такой подход не только удерживает внимание аудитории, но и способствует формированию лояльности к бренду, так как потребители начинают ожидать новые выпуски и активно следить за новостями компании.
В электронной коммерции эффект Зейгарник также находит свое применение. Например, многие интернет-магазины используют стратегию «брошенной корзины». Когда покупатель добавляет товары в корзину, но не завершает покупку, ему могут отправляться напоминания по электронной почте или через уведомления. Эти сообщения часто содержат информацию о том, что товары все еще доступны, и могут включать специальные предложения или скидки, что побуждает клиента вернуться и завершить покупку.
Кроме того, в социальных сетях бренды могут использовать опросы и викторины, которые требуют от пользователей завершения действий. Например, компания может предложить пользователям ответить на вопрос, а затем пообещать раскрыть результаты или награды только после того, как определенное количество людей примет участие. Это создает ощущение незавершенности и побуждает пользователей активно участвовать в обсуждении и делиться информацией с друзьями.
Таким образом, эффект Зейгарник является мощным инструментом в арсенале маркетологов, позволяя им создавать более эффективные и запоминающиеся рекламные кампании. Используя принципы незавершенности, компании могут не только привлекать внимание к своим продуктам, но и формировать долгосрочные отношения с клиентами, что в конечном итоге приводит к увеличению продаж и повышению уровня лояльности к бренду.
Вопрос-ответ
Какие есть примеры эффекта Зейгарник?
Впоследствии этот эффект был назван именем Зейгарник. В психологии он имеет огромное значение. Например, внезапное расставание с любимым человеком приводит к появлению этого эффекта: действие не завершено, человек понимает, что его уже не любят, но ему трудно с этим смириться.
К какому психологическому процессу относится эффект Зейгарник?
Эффект Зейгарник — это психологический процесс, открытый советским психологом Блюмой Зейгарник. Он заключается в том, что незавершенные задачи удерживаются в памяти более ярко и продолжительно, чем те, которые уже завершены.
Что такое эффект Зейгарник в психологии?
Эффект Зейгарник — психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые.
Что такое эффект Зейгарник?
Этот эффект заключается в том, что незавершенные действия сохраняются в памяти человека намного лучше, чем действия завершенные. Экспериментатор просил испытуемых за определённое время решить ряд задач, при этом часть из них испытуемым не давали завершить, ссылаясь на нехватку времени.
Советы
СОВЕТ №1
Используйте эффект Зейгарник для повышения продуктивности. Начните несколько задач одновременно, но не завершайте их сразу. Это создаст у вас внутреннее напряжение, которое будет мотивировать вас закончить начатое.
СОВЕТ №2
Применяйте эффект Зейгарник в обучении. Разделите материал на небольшие части и изучайте их поэтапно. Неполные знания будут держать ваш интерес и способствовать лучшему запоминанию информации.
СОВЕТ №3
Используйте незавершенные дела как инструмент для саморефлексии. Периодически возвращайтесь к тем задачам, которые вы не завершили, и анализируйте, почему это произошло. Это поможет вам понять свои приоритеты и улучшить управление временем.