Детское поведение у взрослого: как от него избавиться, и в чём его причины, советы психологов

Детское поведение у взрослого человека вызывает недоумение и раздражение. Оно проявляется в капризах, избегании ответственности и эмоциональной незрелости, что негативно сказывается на личных и профессиональных отношениях. В статье рассмотрим причины такого поведения и предложим методы борьбы с ним. Понимание этих аспектов поможет улучшить качество жизни и наладить гармоничные отношения с окружающими.

Причины «детскости» в поведении взрослых

Психолог Эрик Эриксон изучал развитие детей в контексте социальных взаимодействий. Он акцентировал внимание на том, в каком обществе растет ребенок, какие ценности ему прививаются и какие задачи ему предстоит решать.

Эриксон выделял восемь этапов развития личности. На каждом из этих этапов ребенок взаимодействует с различными социальными группами и осознает свою связь с ними. В раннем детстве это, прежде всего, родители, братья и сестры.

Затем ребенок начинает общаться со сверстниками в школе, появляются друзья. Когда приходит время выбора профессии, он сталкивается с профессиональными сообществами и коллегами. На каждом этапе ребенок формирует свою идентичность, осознавая свою связь с окружающими.

Таким образом, до достижения 20 лет формируется личная идентичность. В этот период определяются ценностные ориентиры, потребности, а также социальные роли и модели поведения на будущее. Если человек принимает себя в своих отношениях с окружающим миром и находит свое место в обществе, он не ощущает себя потерянным. В противном случае, ситуация может быть иной.

На каждом этапе развития человек приобретает определенные качества (так называемые личностные новообразования), которые сохраняются на протяжении всей жизни. В процессе формирования этих качеств человек сталкивается с кризисами, когда ему необходимо выбирать между прогрессом и регрессом.

Как стать взрослым, когда уже вырос?

Например, это может быть доверие или недоверие к миру, самостоятельность или сомнения, инициатива или пассивность, компетентность или чувство неполноценности, идентичность или непризнание, близость или изоляция, продуктивность или застой, целостность или отчаяние.

Эти противоположные качества личности формируются на упомянутых восьми стадиях развития (по Эрику Эриксону). Неправильное прохождение одной из стадий может привести к проявлению инфантильного поведения.

Как это может произойти? Это может быть следствием чрезмерной опеки, давления со стороны родителей или, наоборот, полного игнорирования. В результате личность может развиваться таким образом, что самостоятельность и инициатива не формируются должным образом, и о целеустремленности и независимости не может быть и речи.

девушка возле автомата с игрушками

Эксперты в области психологии отмечают, что детское поведение у взрослых часто является следствием незавершенных эмоциональных процессов и травм, полученных в детстве. Такие реакции могут проявляться в виде импульсивности, капризов или зависимости от мнения окружающих. Психологи рекомендуют обратить внимание на корни этих проблем, проанализировав собственные детские переживания и отношения с родителями. Для избавления от детских реакций важно развивать эмоциональную зрелость, осознавать свои чувства и учиться управлять ими. Терапия, работа с психологом и практики саморефлексии могут помочь взрослым осознать свои паттерны поведения и трансформировать их в более зрелые и адаптивные формы.

Веду себя как ребенок. Инфантильность. Эмоциональная незрелостьВеду себя как ребенок. Инфантильность. Эмоциональная незрелость

Какие признаки детского поведения у взрослого?

Недостаточный контроль над своими эмоциями и нежелание принимать ответственность за свои действия. Они склонны обвинять других в своих неудачах. Часто искажают факты, преувеличивают проблемы и опасаются последствий.

Как правило, они оценивают людей не по их поступкам, а по внешнему виду. Уверены, что всё должно вращаться вокруг них. Часто удивляются, если не находятся в центре внимания и не получают желаемого. Легко нарушают личные границы других, капризничают и обижаются.

Они боятся проявлять инициативу и действовать самостоятельно, надеясь, что всё разрешится само собой или что появится добрый волшебник на голубом вертолете и подарит им 500 эскимо. Обычно предпочитают общаться на эмоциональном уровне, не стремясь к конструктивному диалогу.

Например, как проявляется инфантильность у мужчин? Им трудно навести порядок или помыть посуду, ведь всегда был кто-то, кто с радостью это сделает. Что касается более серьезных вопросов, то они также не спешат создавать семью и детей. В целом, избегание ответственности в отношениях становится их жизненным принципом.

Проявление “детского” поведения у взрослого Возможные причины Стратегии преодоления
Капризы, истерики, неспособность контролировать эмоции Травмы детства, недостаток эмоциональной поддержки в детстве, низкая самооценка, неразвитые навыки эмоциональной регуляции, неумение справляться со стрессом Работа с психологом/психотерапевтом, развитие эмоционального интеллекта, освоение техник релаксации (медитация, дыхательные упражнения), поиск здоровых способов выражения эмоций (спорт, творчество), установление здоровых границ
Импульсивность, неспособность планировать Гиперактивность, дефицит внимания, недостаток дисциплины в детстве, низкая самооценка, страх ответственности Планирование дел, постановка целей, развитие навыков самоорганизации, постепенное взятие на себя ответственности, поиск поддержки у близких
Зависимость от одобрения окружающих, поиск постоянного внимания Низкая самооценка, недостаток любви и внимания в детстве, страх одиночества Работа над самооценкой, развитие независимости, поиск внутренних источников мотивации, установление здоровых границ в отношениях
Манипуляции, использование чувства вины Неэффективные способы получения желаемого в детстве, низкая самооценка, неумение прямо выражать свои потребности Развитие ассертивных навыков, обучение прямому выражению своих потребностей, работа над самооценкой, понимание собственных мотивов
Неумение брать на себя ответственность Гиперопека в детстве, недостаток самостоятельности, страх неудачи Постепенное увеличение ответственности, постановка реалистичных целей, поиск поддержки и обратной связи, проработка страха неудачи

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о детском поведении у взрослых и его причинах:

  1. Психологическая регрессия: В стрессовых ситуациях или при столкновении с трудностями взрослые могут проявлять детское поведение, такое как капризы или избегание ответственности. Это явление называется регрессией и является естественной защитной реакцией, позволяющей временно вернуться к более простым и безопасным формам поведения.

  2. Влияние детского опыта: Формирование личности происходит в детстве, и многие взрослые продолжают проявлять поведение, которое они усвоили в ранние годы. Например, если в детстве человек не научился справляться с эмоциями, он может проявлять агрессию или истерики во взрослом возрасте, когда сталкивается с трудностями.

  3. Эмоциональная незрелость: Некоторые взрослые могут демонстрировать детское поведение из-за недостатка эмоциональной зрелости. Это может быть связано с отсутствием навыков решения проблем, недостатком жизненного опыта или даже с определенными психическими расстройствами, такими как тревожные расстройства или депрессия, которые мешают развить здоровые механизмы совладания.

Понимание этих факторов может помочь в работе над собой и в поиске способов преодоления детского поведения.

Инфантильность. Страх взросления.Инфантильность. Страх взросления.

А что делать с детским поведением у взрослого?

Безусловно, можно просто существовать, ничего не меняя в своей жизни. Но есть и другой путь — активно развивать навык преодоления жизненных трудностей. Этот навык можно формировать и укреплять.

Если даже время от времени удастся достичь положительного результата, это уже станет ценным опытом. Далее нужно лишь продолжать практиковать, повторять и закреплять свои достижения. В будущем, когда возникнет необходимость решать проблемы, это уже не будет казаться чем-то невозможным. Появится уверенность в том, что подобные задачи решаемы и многое оказывается в пределах досягаемости.

Если удастся определить ситуации, которые способствуют вашей несамостоятельности, и сознательно изменить свое поведение, это будет отличным шагом. Однако иногда требуется помощь психолога, чтобы получить объективный взгляд на свои действия.

Помнишь, мы обсуждали тему идентичности? Целостная идентичность личности способствует проявлению инициативности, что облегчает процесс самоопределения и выбора жизненного пути. Когда человек не может найти свое место в мире, это приводит к диффузности идентичности.

В таком состоянии возникают внутренние противоречия в восприятии себя. Здесь проявляется инфантильное стремление избегать взрослой жизни как можно дольше. Часто это сопровождается тревожностью, чувством одиночества и ощущением, что лучшее находится где-то далеко, но не здесь.

У подростков это может проявляться следующим образом:

– Я собираюсь поступать в строительный институт.

– Почему именно в строительный?

– Не знаю, не задумывался об этом. Родители считают, что так будет лучше для меня.

– А что ты сам хочешь? Ты ведь не обязан зависеть от их мнения?

Формирование идентичности происходит на пятой стадии развития личности (по Эриксону), когда завершается детство. Это период глубокого кризиса, и важно, как подросток пройдет его. От этого зависит, будет ли его поведение оставаться детским или он достойно вступит во взрослую жизнь.

Как сохранить в себе внутреннего ребенка

Дети – это чудо, а ощущение себя ребенком – еще большее счастье. Инфантилизм личности часто вызывает негативные реакции в обществе, но только в тех случаях, когда его проявления становятся чрезмерными и напоминают психические расстройства.

Социальные отношения требуют от нас серьезности, целеустремленности, соблюдения общепринятых норм и постоянного самосовершенствования. Проще говоря, важно быть взрослым во всех аспектах жизни.

Мы все обязаны со временем взрослеть и принимать на себя ответственность. Этот процесс невозможно остановить. Однако быть взрослым – это порой довольно скучно, как утверждал Маленький Принц Антуана де Сент-Экзюпери. Взрослых интересуют лишь цифры, причины явлений, строгие правила и, конечно, деньги. Но, к счастью, среди них есть и такие, кто не забыл, что такое детство, семья и как велик и увлекателен этот мир.

Психологи отмечают, что подобное поведение связано с тем, что такие люди смогли сохранить в себе внутреннего ребенка, который периодически проявляется, внося элемент неожиданности, непредсказуемости и творчества в их жизнь.

На самом деле в каждом из нас живет свой внутренний ребенок. Это понятие не следует путать с психологической незрелостью или девиантным поведением, которое может возникать при выраженной инфантильности или недостаточном воспитании. Сохранение внутреннего ребенка означает воспринимать мир по-особенному и получать истинное удовольствие от жизни.

Многие даже не осознают, что где-то глубоко внутри них живет маленький малыш, способный кардинально изменить восприятие мира, особенности мышления и способы познания окружающего.

Проблема заключается в том, что с возрастом, становясь более разумными и серьезными, мы пытаемся избавиться от этого ребенка, нанося ему вред своими действиями. В результате возникает внутренний конфликт, проявляющийся в неконтролируемой агрессии и различных психических расстройствах.

Происходит внутренний диссонанс, который толкает человека из одной крайности в другую. Особенно это заметно в подростковом возрасте, когда богатая эмоциональная жизнь сталкивается с внешними ограничениями. Поэтому поведение подростков часто бывает агрессивным и импульсивным. Сдерживание эмоций и внутреннего «я» может длиться долго, но в итоге приводит к унификации.

Все это происходит потому, что мы не развиваемся гармонично. Мы должны вести себя как взрослые, брать на себя ответственность, следовать готовым шаблонам поведения, контролировать свои эмоции и искать одобрение со стороны друзей и общества, избегая глупых и непредсказуемых ситуаций.

Самое страшное для многих из нас – это неодобрительная реакция коллег и сомнения общества в нашей психической нормальности.

Тем временем внутренний ребенок начинает кричать, плакать и бунтовать. И эту проблему необходимо решать как можно скорее.

«Что такое инфантильность: признаки, причины и как от нее избавиться».«Что такое инфантильность: признаки, причины и как от нее избавиться».

Почему важно сохранять в себе внутреннего ребенка?

Главная черта человека, который сумел сохранить в себе внутреннего ребенка, заключается в умении наслаждаться жизнью и быть счастливым, невзирая на обстоятельства.

Эти люди способны адекватно выражать свои эмоции, не выглядя при этом глупыми или инфантильными. Они более чувствительны, живы, эмоциональны и общительны. Для них мир представляет собой огромную Вселенную, в которой есть место как для шалостей, так и для серьезных дел.

Такой тип людей стремится к знаниям и всему новому, что способствует их развитию, интеллектуальному росту и поддержанию высокой мотивации. Они умеют сосредоточиться на решении конкретных задач.

Кроме того, они четко понимают, чего хотят от жизни, и занимаются только тем, что действительно их интересует. К сожалению, подобные качества встречаются довольно редко.

Взрослый, находящийся в гармонии со своим внутренним ребенком, постоянно ищет яркие события, эмоции и увлекательные занятия. Для него характерна легкость в принятии решений и преодолении трудностей, а также дружелюбное отношение ко всем.

Им легко делиться своими личными проблемами и трудностями, они не боятся открываться и показывать свою душу даже незнакомцам.

Такой тип людей отличается мобильностью, быстротой и современным подходом к жизни. Обычно они вызывают симпатию и доверие окружающих. Обладая невероятным зарядом энергии, они постоянно ищут способы ее реализации.

Чаще всего сохранить внутреннего ребенка удается женщинам благодаря их эмоциональной природе.

Как сохранить в себе ребенка?

Каждому из нас следует осознать, что внутри живет наш собственный внутренний ребенок. Это факт, который стоит воспринимать как данность, не подлежащую сомнению или обсуждению.

Даже у самых серьезных и строгих взрослых скрывается игривый малыш. Чтобы пробудить его, можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • По возможности занимайтесь детскими играми. Например, сыграйте в настольную игру, попрыгайте на батутах или покачайтесь на качелях. Любое игровое занятие может вернуть в вас детскую радость. Отличным вариантом станет игра с ребенком в магазин или парикмахера и подобные развлечения.
  • Приобретайте различные детские атрибуты, но без излишнего увлечения. Это может быть мягкая подушка в форме животного, сладости, маленькая кукла или мягкая игрушка. Главное — создать вокруг себя атмосферу детства, забыть о проблемах и вновь ощутить тот неповторимый аромат беззаботного времени.
  • Позвольте себе выражать эмоции. Если хочется плакать — плачьте, если кричать — кричите, если танцевать — танцуйте. Не притворяйтесь, что все в порядке, когда вам на самом деле плохо. Оставайтесь верными себе.
  • Устраивайте сюрпризы для близких, друзей и даже знакомых. Порадуйте окружающих, и эта радость вернется к вам с удвоенной силой. Общение с людьми должно основываться на открытости и доверии. Это важный шаг к созданию внутренней и внешней гармонии.
  • Не стесняйтесь делать глупости при любой возможности. Это поможет вам вызвать положительные эмоции и поделиться ими с другими. Шалости и безрассудство — отличные помощники в борьбе с унынием и рутиной. Не бойтесь выражать свои истинные желания.

В современном мире необходимо преодолеть множество внешних ограничений, чтобы пробудить в себе «внутреннего малыша». Важно достичь гармонии между взрослым и внутренним ребенком, а не позволять одному из них доминировать. Инфантилизм, или незрелое поведение, не имеет отношения к этому вопросу.

Влияние окружения на детское поведение у взрослых

Окружение играет ключевую роль в формировании и проявлении детского поведения у взрослых. С самого раннего возраста человек воспринимает и усваивает модели поведения, которые его окружают. Эти модели могут исходить от родителей, сверстников, учителей и других значимых фигур в жизни. Взрослые, которые продолжают проявлять детские черты в своем поведении, часто делают это под влиянием своего окружения, которое может как поддерживать, так и препятствовать этому.

Во-первых, важно отметить, что семья является основным источником социальных норм и моделей поведения. Если в семье преобладает атмосфера, где детские реакции, такие как капризы или манипуляции, воспринимаются как нормальные, взрослый может продолжать использовать эти стратегии в своей жизни. Например, если родители часто потакают капризам ребенка, то во взрослом возрасте такой человек может продолжать ожидать, что окружающие будут удовлетворять его желания без особых усилий с его стороны.

Во-вторых, влияние сверстников также не следует недооценивать. Взрослые, которые находятся в окружении людей, склонных к детскому поведению, могут бессознательно перенимать эти черты. Например, если в кругу общения принято избегать ответственности или проявлять эгоизм, это может стать нормой для индивида. В таких случаях взрослый может не осознавать, что его поведение является следствием влияния окружающих, и продолжать действовать в соответствии с этими шаблонами.

Кроме того, рабочая среда может оказывать значительное влияние на поведение. В организациях, где царит атмосфера конкуренции и стресса, взрослые могут прибегать к детским стратегиям, таким как уклонение от ответственности или использование манипуляций для достижения своих целей. Это может привести к тому, что взрослый будет вести себя как ребенок, пытаясь избежать последствий своих действий.

Также стоит упомянуть о культурных и социальных факторах. В некоторых культурах детское поведение может быть более приемлемым и даже поощряемым. Например, в обществах, где ценится беззаботность и игривость, взрослые могут чувствовать себя свободнее в проявлении детских черт. Это может быть связано с традициями, которые подчеркивают важность игры и творчества на протяжении всей жизни.

Таким образом, влияние окружения на детское поведение у взрослых является многогранным и сложным процессом. Понимание этих факторов может помочь в осознании своих реакций и в дальнейшем изменении поведения. Важно осознавать, что, несмотря на влияние окружения, каждый человек имеет возможность изменить свои привычки и научиться более зрелым способам взаимодействия с миром.

Вопрос-ответ

Что означает, когда взрослый человек ведет себя как ребенок?

Инфантилизм (от лат. Infantilis — детский) — особенность в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам, в психической сфере чаще всего детскому. Термин употребляется как в отношении физиологических, так и психических явлений.

Почему взрослый человек ведет себя по-детски?

По многим причинам некоторые взрослые так и не взрослеют. Эмоционально застревая в возрасте 5, 8, 14, 16 лет, они живут в мире зависимости, социальной тревожности, отсутствия границ и/или низкой самооценки. В самых крайних случаях эти переросшие Питеры Пэны отказываются рисковать и пытаться что-либо сделать.

Советы

СОВЕТ №1

Постарайтесь осознать свои эмоции и поведение. Ведите дневник, в котором будете записывать ситуации, когда проявляется детское поведение. Это поможет вам выявить триггеры и понять, какие эмоции стоят за вашим поведением.

СОВЕТ №2

Работайте над развитием эмоциональной зрелости. Читайте книги по психологии, посещайте тренинги или курсы, которые помогут вам научиться управлять своими эмоциями и реагировать на стрессовые ситуации более адекватно.

СОВЕТ №3

Обратитесь за помощью к специалисту. Психотерапевт или психолог может помочь вам разобраться в причинах вашего поведения и предложить эффективные методы его изменения. Не стесняйтесь обращаться за поддержкой.

СОВЕТ №4

Практикуйте техники саморегуляции, такие как медитация или глубокое дыхание. Эти методы помогут вам успокоиться в стрессовых ситуациях и снизить вероятность проявления детского поведения.

Ссылка на основную публикацию
Похожее