Расстройство аутического спектра (РАС) — это сложное состояние, проявляющееся в различных аспектах психического и социального функционирования. В отличие от традиционного аутизма, РАС включает широкий спектр симптомов и уровней тяжести, что усложняет его диагностику и понимание. В статье рассмотрим ключевые признаки РАС у взрослых и отличия от классического аутизма. Понимание этих аспектов важно для повышения осведомленности общества и улучшения качества жизни людей с РАС.
Признаки аутистического расстройства
- Ограниченные способности к началу и поддержанию социальных взаимодействий: отсутствуют навыки раздельного внимания, не наблюдается взаимности в общении, нет согласованности с собеседником;
- Повторяющиеся поведенческие паттерны: стереотипность и повторяемость действий или занятий, повторение фраз, услышанных от других, чрезмерная потребность в стабильности и предсказуемости;
- Ограниченные интересы, зацикленность на одном объекте, привязанность к необычным вещам.
Явно выражена неадекватная интенсивность или концентрация внимания. Ключевой проблемой при расстройствах аутистического спектра является чувствительная агнозия, то есть неспособность осознать, что другой человек может иметь свои мысли. Это, как правило, приводит к нарушениям в взаимодействии, что критически важно для полноценного развития речевых навыков у ребенка.
Например, годовалый малыш с синдромом РАС не может указать на удалённый объект, чтобы привлечь внимание окружающих, так как не может представить, что кто-то сможет его понять. Для того чтобы привлечь внимание к чему-либо, такому ребенку необходимо прикоснуться к предмету или использовать руки взрослого как инструмент.
Расстройство аутистического спектра
Расстройство аутического спектра (РАС) представляет собой нейроразвивающее расстройство, которое проявляется в различных аспектах социального взаимодействия, коммуникации и поведении. У взрослых признаки РАС могут варьироваться, но часто включают трудности в установлении и поддержании межличностных отношений, а также ограниченные интересы и повторяющиеся действия. Эксперты отмечают, что многие взрослые с РАС могут испытывать сложности в понимании социальных норм и невербальных сигналов, что затрудняет их адаптацию в обществе. Кроме того, у них может наблюдаться высокая чувствительность к сенсорным раздражителям, что также влияет на их повседневную жизнь. Важно отметить, что каждый случай уникален, и проявления расстройства могут значительно различаться, что требует индивидуального подхода к диагностике и поддержке.

Факторы РАС
Среди факторов, способствующих повышению риска развития расстройства аутистического спектра (РАС) у детей, обычно выделяют следующие:
- влияние окружающей среды: хотя это предположение существует, его точная связь с РАС не доказана. К внешним факторам можно отнести: инфекции, химические воздействия на организм матери во время беременности, родовые травмы, нарушения обмена веществ у плода, влияние медикаментов и промышленных токсинов. Существуют убедительные данные о том, что вакцинация не вызывает РАС;
-
генетические факторы: если у одного из предыдущих детей был диагностирован РАС, вероятность появления следующего ребенка с таким же диагнозом значительно возрастает. Также высока вероятность у монозиготных близнецов. Выявлены определенные гены, которые могут быть связаны с аутизмом и отвечают за развитие центральной нервной системы;
-
наличие других заболеваний: такие как синдром врожденной краснухи, цитомегалия, фенилкетонурия, комплекс туберозного склероза, синдром ломкой Х-хромосомы.
Для раннего выявления расстройства аутистического спектра важно внимательно наблюдать за реакциями и поведением ребенка с первых дней его жизни. Признаки данного расстройства чаще всего проявляются у детей до трех лет. На что стоит обратить внимание в развитии психики ребенка в этом возрасте:
- интеллектуальная сфера: отсутствие интереса к окружающему, игнорирование новизны, непонимание назначения игрушек и использование их не по назначению, трудности с концентрацией на причинно-следственных связях, сложности в переносе навыков в новые ситуации;
-
эмоциональная сфера: отсутствие сопереживания, трудности в выражении и распознавании эмоций, нежелание общаться с другими детьми, изоляция, неадекватные мимические реакции, проблемы с использованием жестов, избегание тактильных и зрительных контактов;
-
поведенческая сфера: нежелание слушать указания взрослых, отказ от совместных действий, уход из учебной ситуации, проявление агрессии при изменении привычной обстановки, аутоагрессивные действия, выражающиеся в самоповреждении, нарушения в пищевом поведении;
-
двигательная сфера: неловкость при обучении ходьбе, хождение на носочках, заметные проблемы с координацией движений рук и ног, хорошо развиваются стереотипные движения или манипуляции с предметами, трудности в освоении навыков самообслуживания, моторная неловкость;
- внимание: сложности с концентрацией, высокая импульсивность и неусидчивость;
- мышление;
- память: легкость запоминания только значимых для ребенка событий, предметов или эмоций;
- речь: отсутствие или слабый лепет, неиспользование речи в общении со взрослыми, построение фраз в третьем лице, стереотипное повторение слов, ограниченный словарный запас.
Важно помнить, что способности, поведение и потребности людей с расстройством аутистического спектра могут значительно варьироваться и изменяться со временем. Аутизм – это серьезное заболевание, которое влияет на возможности человека в получении образования и трудоустройстве.
Некоторые люди с синдромом РАС могут вести самостоятельную и продуктивную жизнь, в то время как другие, из-за серьезных нарушений, нуждаются в постоянном уходе и наблюдении.
Общественное отношение и социальные программы поддержки людей с особыми потребностями играют ключевую роль в улучшении качества жизни этих людей.
| Признак у взрослых с РАС | Описание | Примеры |
|---|---|---|
| Трудности в социальной коммуникации и взаимодействии | Затруднения в понимании и реагировании на социальные сигналы, установлении и поддержании отношений. | Сложности с поддержанием зрительного контакта, интерпретацией невербальной коммуникации (мимика, жесты), пониманием сарказма или юмора, инициацией и поддержанием разговора, формированием близких отношений. |
| Ограниченные, повторяющиеся интересы и поведение | Сфокусированность на узких интересах, ритуалах и рутинных действиях, которые могут быть трудноизменяемыми. | Сильная привязанность к определенным предметам, навязчивое повторение действий (например, выстраивание предметов в ряд), нетерпимость к изменениям в распорядке дня, чрезмерная приверженность к определенным правилам или процедурам. |
| Сенсорная чувствительность | Необычная реакция на сенсорные стимулы (звуки, свет, запахи, прикосновения, вкус). | Большая чувствительность к громким звукам или яркому свету, непереносимость определенных текстур ткани, потребность в постоянном тактильном контакте, избирательность в еде. |
| Трудности с исполнительными функциями | Затруднения в планировании, организации, решении проблем, работе с многозадачностью, контроле импульсов. | Затруднения в выполнении сложных заданий, проблемы с управлением временем, забывчивость, трудно переключаться с одной задачи на другую. |
| Специфические сильные стороны | Многие люди с РАС обладают уникальными талантами и способностями. | Исключительные способности в определенных областях (например, математика, музыка, искусство), высокий уровень концентрации и внимания к деталям, хорошая память. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о расстройстве аутического спектра (РАС) и его признаках у взрослых:
-
Широкий спектр проявлений: Расстройство аутического спектра охватывает широкий диапазон симптомов и уровней функционирования. У взрослых это может проявляться в различных формах, от легкой социальной неловкости и трудностей в общении до более выраженных проблем с адаптацией в обществе. Некоторые взрослые с РАС могут обладать выдающимися способностями в определенных областях, таких как математика, музыка или искусство.
-
Невозможность диагностики в детстве: Многие взрослые с РАС не были диагностированы в детстве, поскольку в прошлом понимание аутизма было ограниченным. Это может привести к тому, что они не получают необходимую поддержку и понимание, что затрудняет их адаптацию в обществе и может вызывать чувство изоляции.
-
Сенсорная чувствительность: Взрослые с расстройством аутического спектра часто испытывают сенсорные перегрузки. Это может проявляться в повышенной чувствительности к звукам, свету, текстурам и запахам. Такие сенсорные реакции могут влиять на их повседневную жизнь и взаимодействие с окружающим миром, что делает важным создание комфортной среды для них.

Терапия при РАС
Программы комплексной психокоррекционной работы охватывают различные аспекты и виды реабилитационной помощи:
- психологическая коррекция;
- нейропсихологическая коррекция;
-
программы взаимодействия с семьёй и окружением;
-
психосоциальная терапия;
- логопедическая коррекция;
- медикаментозная коррекция расстройств аутистического спектра.
В мае 2014 года Всемирная ассамблея здравоохранения приняла резолюцию «Комплексные и согласованные усилия по ведению расстройств аутистического спектра», которая получила поддержку большинства участников. Данная резолюция направлена на укрепление национальных возможностей в решении вопросов, связанных с расстройствами данного типа и другими нарушениями психического развития.
Социальные и профессиональные аспекты жизни с РАС
Расстройство аутического спектра (РАС) влияет на множество аспектов жизни человека, включая его социальные и профессиональные взаимодействия. Взрослые с РАС могут сталкиваться с различными трудностями в общении и установлении отношений, что может затруднять их интеграцию в общество и на рабочем месте.
Социальные аспекты жизни с РАС часто включают в себя проблемы с пониманием социальных сигналов, таких как невербальные знаки, мимика и интонация. Люди с РАС могут не всегда улавливать тонкие нюансы общения, что может приводить к недопониманию и конфликтам. Например, они могут не понимать, когда собеседник шутит или когда следует проявить эмпатию. Это может затруднять формирование дружеских и романтических отношений, так как такие взаимодействия требуют высокой степени социальной интуиции.
Кроме того, многие взрослые с РАС предпочитают общение в узком кругу или даже одиночество, что может привести к чувству изоляции. Они могут испытывать трудности в поддержании долгосрочных дружеских отношений, так как не всегда могут понять или удовлетворить эмоциональные потребности других людей. Это может вызывать у них чувство одиночества и непонимания, что в свою очередь может привести к депрессии и тревожным расстройствам.
На профессиональном уровне взрослые с РАС могут сталкиваться с аналогичными трудностями. Многие из них имеют выдающиеся способности в определенных областях, таких как математика, программирование или искусство, однако трудности в общении и взаимодействии с коллегами могут стать серьезным препятствием для карьерного роста. Например, они могут испытывать трудности в участии в командных проектах, где требуется активное взаимодействие и обмен идеями. Это может привести к недопониманию со стороны руководства и коллег, что в свою очередь может негативно сказаться на их профессиональной репутации.
Работодатели, не осведомленные о РАС, могут не понимать, почему некоторые сотрудники с этим расстройством могут казаться замкнутыми или незаинтересованными в общении. Это может привести к неправильной оценке их профессиональных качеств и способностей. Важно, чтобы работодатели создавали инклюзивную рабочую среду, где сотрудники с РАС могли бы чувствовать себя комфортно и уверенно, а также получать поддержку в развитии необходимых социальных навыков.
В заключение, социальные и профессиональные аспекты жизни с РАС требуют особого внимания и понимания как со стороны самих людей с этим расстройством, так и со стороны их окружения. Создание поддерживающей среды, где учитываются индивидуальные особенности и потребности, может значительно улучшить качество жизни взрослых с РАС и помочь им реализовать свой потенциал.

Вопрос-ответ
Как проявляется расстройство аутистического спектра у взрослых?
Как проявляется аутизм у взрослых? Трудности в понимании невербальных сигналов: жесты и мимика могут оставаться незамеченными. Например, человек не замечает, что собеседник начинает зевать или отворачивается. Неумение поддерживать разговор: часто такие люди могут говорить о своих интересах, но не умеют задавать вопросы.
Как ведут себя люди с расстройством аутистического спектра?
Симптомы и признаки аутизма у взрослых: сложности при контакте с окружающими, причем даже с близкими; отсутствие эмоций при общении; снижение мимической активности лица. Очень часто аутизм, симптомы у детей которого могут быть различными, выявляют по тому, что ребенок не поддерживает контакт глазами.
Как выглядит аутист во взрослом возрасте?
Внешние признаки аутизма у взрослых — это безэмоциональный язык, скудный словарный запас и мимика, отсутствие зрительного контакта. Взрослые люди с аутизмом классифицируются по интенсивности проявления и набору симптомов: ● Легко обижаются, не могут самостоятельно решать даже незначительные проблемы.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите информацию о расстройстве аутического спектра (РАС) и его признаках. Понимание различных аспектов РАС поможет вам лучше распознавать симптомы и отличать их от других состояний. Обратите внимание на такие признаки, как трудности в социальном взаимодействии, ограниченные интересы и повторяющиеся поведения.
СОВЕТ №2
Если вы подозреваете, что у вас или у близкого человека могут быть признаки РАС, не стесняйтесь обратиться за профессиональной помощью. Психологи и психиатры могут провести диагностику и предложить подходящие методы поддержки и терапии.
СОВЕТ №3
Создайте поддерживающую среду для людей с РАС. Это может включать в себя понимание их потребностей, создание предсказуемого распорядка дня и использование визуальных подсказок для облегчения коммуникации и взаимодействия.
СОВЕТ №4
Присоединяйтесь к сообществам и группам поддержки для людей с РАС и их семей. Общение с другими, кто сталкивается с похожими проблемами, может быть полезным для обмена опытом и получения эмоциональной поддержки.



