Эффект зловещей долины — психологический феномен, объясняющий дискомфорт или страх при взаимодействии с гуманоидными роботами и анимационными персонажами, которые почти как люди, но имеют заметные отличия. В статье рассмотрим проявления этого эффекта в киноиндустрии, проанализируем примеры из известных фильмов и выясним, почему такие образы вызывают негативные эмоции. Понимание эффекта зловещей долины поможет осознать наши страхи и предвзятости к технологиям, а также критически оценить их влияние на общество.
История открытия зловещей долины
Открытие феномена зловещей долины принадлежит японскому ученому и специалисту в области робототехники Масахиро Мори. Этот эффект описывает диапазон эмоциональных реакций, которые испытывает человек, наблюдая за роботами или другими объектами, которые выглядят или ведут себя схоже с человеком, но не совсем так, как настоящий.
В 1978 году Масахиро Мори провел исследование, в ходе которого изучал, как люди реагируют на внешний вид роботов. В начале эксперимента результаты опроса оказались для него предсказуемыми. Как и ожидалось, чем больше внешний вид робота напоминал человеческий, тем более положительные эмоции он вызывал у участников. Однако человекоподобные роботы становились симпатичными лишь до определенного момента.
Что такое зловещая долина?
Роботы, которые максимально приближены к человеческому облику, вызывали у людей сильные негативные эмоции — страх, отвращение и ужас. Эти чувства возникают из-за мелких несоответствий между реальностью и образом человека. Масахиро Мори создал график, на котором был наглядно представлен эффект зловещей долины. На горизонтальной оси графика отображалась степень схожести с человеческим образом.
Учёный сравнивал реакции людей на роботов, гуманоидов, зомби и мертвецов. Именно при максимальном приближении к отметке «здоровый человек» на графике наблюдался резкий спад положительных эмоций. Это означает, что любое из перечисленных существ, в определённой степени, вызывает у наблюдателей жуткий дискомфорт. И это и есть суть «зловещей долины».
Масахиро Мори также пытался изменить эмоциональные реакции людей с помощью анимации. В каждом диапазоне эмоциональная реакция усиливалась: положительные эмоции становились еще более яркими, а негативные — еще более выраженными.
Создатели триллеров и фильмов ужасов активно используют этот эффект. Чтобы вызвать определённые эмоции, они создают образы «нелюдей», которые максимально напоминают человека. Обладая небольшими недостатками, такие персонажи способны вызывать у зрителей мурашки и холодный пот. Рассмотрим наиболее известные примеры таких образов.
Эксперты в области робототехники и психологии отмечают, что эффект зловещей долины возникает из-за нашего инстинктивного восприятия объектов, которые выглядят почти, но не совсем, как люди. Это вызывает у нас чувство дискомфорта и даже страха. Исследования показывают, что такие реакции могут быть связаны с эволюционными механизмами, которые защищали наших предков от потенциальных угроз. В то же время, специалисты подчеркивают, что страх перед “железными машинами” не всегда оправдан. Современные технологии, такие как искусственный интеллект и робототехника, могут значительно улучшить качество жизни. Важно развивать осознанное отношение к новым технологиям, обучая общество взаимодействию с ними, чтобы преодолеть страх и использовать их потенциал на благо.
Чудовище Франкенштейна
Чудовище Франкенштейна является одним из центральных персонажей романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей», опубликованного в 1818 году. Этот образ также стал основой для множества литературных, театральных и киноадаптаций.
В произведении Виктор Франкенштейн стремится создать живое существо из неживой материи. Однако результат его эксперимента оказывается ужасным: «Как описать свои чувства при этом ужасном зрелище, как передать страдания несчастного, которого я создал с таким колоссальным трудом? В то же время его члены были пропорциональны, и я старался придать ему привлекательные черты. Привлекательные — Боже мой!
Жёлтая кожа слишком плотно обтягивала его мускулы и жилы; волосы были черными, блестящими и длинными, а зубы белыми, как жемчуг; но тем более ужасным был их контраст с водянистыми глазами, почти неотличимыми от глазниц, с сухой кожей и узкой черной щелью рта. Смотреть на него было невозможно без содрогания. Ни одна мумия, возвращенная к жизни, не могла бы быть более страшной, чем это чудовище.
Я видел свое творение незавершенным; оно уже тогда выглядело уродливо; но когда его суставы и мускулы начали двигаться, возникло нечто более ужасное, чем все фантазии Данте».
Именно это максимальное сходство с живым существом вызывало ужас. Движения созданного «получеловека» были неуклюжими и неестественными. Это, безусловно, является примером эффекта зловещей долины.
Характеристика робота | Уровень сходства с человеком | Эмоциональная реакция наблюдателя |
---|---|---|
Механический робот (например, промышленный манипулятор) | Низкое | Нейтральная или любопытство |
Робот с упрощенной человеческой внешностью (например, с грубыми чертами лица) | Среднее | Неловкость, отторжение |
Робот с реалистичной человеческой внешностью, но с небольшими несовершенствами (например, неестественные движения глаз) | Высокое | Зловещая долина (отвращение, страх, тревога) |
Робот с практически неотличимой от человека внешностью и поведением | Очень высокое | Принятие, симпатия |
Человек | 100% | Принятие, симпатия |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о “эффекте зловещей долины”:
-
Психологический парадокс: Эффект зловещей долины описывает феномен, при котором humanoidные роботы или анимационные персонажи, которые выглядят почти как люди, вызывают у нас чувство дискомфорта или отторжения. Это связано с тем, что, когда внешний вид объекта становится слишком близким к человеческому, но всё же не идеальным, он вызывает у нас подсознательное чувство тревоги и страха.
-
Эволюционные корни страха: Некоторые исследователи считают, что страх перед “почти человеческими” существами может иметь эволюционные корни. В прошлом, распознавание потенциальных угроз, таких как больные или мертвые люди, могло быть жизненно важным для выживания. Таким образом, реакция на “зловещую долину” может быть инстинктивной, направленной на защиту от опасности.
-
Влияние на дизайн технологий: Понимание эффекта зловещей долины имеет важное значение для разработчиков роботов и анимации. Многие компании стремятся создать более “дружелюбные” и менее реалистичные дизайны, чтобы избежать негативной реакции пользователей. Например, роботы, такие как ASIMO от Honda или персонажи Pixar, имеют более стилизованный и упрощенный внешний вид, что помогает снизить уровень тревожности у людей.
Сайлент Хилл
Фильм, основанный на популярной видеоигре, относится к жанрам ужасов и триллера. Его пугающая атмосфера создаётся благодаря эффекту зловещей долины. В центре сюжета находятся монстры, такие как медсёстры, Пепельные дети, Безрукий и Красная Пирамида. Главная героиня, Роуз Дасилва, отправляется в мрачный город Сайлент Хилл, чтобы выяснить причины болезни своей приёмной дочери. В этом загадочном месте она сталкивается с альтернативными измерениями, полными жутких существ.
Эти персонажи, напоминающие людей, вызывают у зрителей чувство тревоги и дискомфорта, что и является проявлением эффекта зловещей долины.
Искусство
«Руки противятся ему» — это произведение, созданное в 1972 году американским художником Биллом Стоунхемом. На картине изображены мальчик и стоящая рядом с ним кукла-девочка. За ними видна стеклянная дверь, на которой отражаются несколько маленьких прижатых рук. Это произведение производит жуткое впечатление, создавая эффект зловещей долины.
С этой картиной связана популярная легенда, согласно которой зрители, смотрящие на нее, начинают ощущать недомогание, а в их домах происходят странные события. Действительно, при взгляде на это изображение может возникнуть дискомфорт. Однако никакой мистики здесь нет. Пугает прежде всего образ мальчика — его непропорциональные черты, взгляд и выражение лица. Не менее тревожной выглядит и стоящая рядом кукла-девочка.
Образы кукол и клоунов также часто используются в кино для создания эффекта зловещей долины.
И даже космонавты боятся
Эффект зловещей долины может проявляться даже у манекена, если он максимально приближен к человеческому облику. Примером такого манекена стал Иван Иванович, который участвовал в испытаниях. Свои впечатления о нем изложил лётчик-испытатель, инженер-методист первого отряда космонавтов и писатель Марк Галлай в своей книге «С человеком на борту»:
«Создатели манекена приложили все усилия, чтобы он выглядел максимально «по-человечески». В результате у него появилось лицо, которое действительно напоминало человеческое: с ртом, носом, глазами, бровями и даже ресницами… Я не смог сдержать замечания, что, увидев такую фигуру где-то в поле или лесу, в первый момент, вероятно, принял бы её за мёртвого человека.
И действительно, в сидящем перед нами манекене было что-то зловещее и неприятное. Вероятно, нельзя допускать, чтобы нечеловек выглядел слишком похоже на человека».
Жуткое
В своих исследованиях Зигмунд Фрейд затрагивает концепцию жуткого. Основная мысль Фрейда заключается в том, что, вопреки распространенному мнению, чувство ужаса возникает не от встречи с чем-то незнакомым или чуждым, а, напротив, с тем, что нам хорошо известно.
В своей статье Фрейд ссылается на слова Фридриха Шеллинга: «Жуткое — это то, что должно было бы оставаться скрытым, но стало явным».
По Фрейду, жуткое проявляется в следующих случаях:
- живое существо обладает чертами неживого или наоборот. Ключевым моментом является то, что мы не можем с уверенностью это утверждать.
- непроизвольное повторение.
- сбывающееся предчувствие.
Все эти аспекты связаны с эффектом зловещей долины. Вы сталкиваетесь с чем-то очень знакомым, что копирует ваши движения и образы, но при этом это неживое создание. Смотря на него, вы начинаете сомневаться, является ли оно живым или нет.
Психоаналитик и киновед Виктор Аронович Мазин подчеркивал, что искусство часто вызывает эффект зловещей долины, поскольку неживое напоминает человеку о его ощущении отчуждения. Эта тонкая грань между живым и неживым создает эффект зловещей долины.
Психология страха перед технологиями
Страх перед технологиями, особенно перед роботами и искусственным интеллектом, имеет глубокие корни в человеческой психологии. Этот страх часто связан с тем, как мы воспринимаем машины, которые выглядят и действуют как люди, но при этом остаются неестественными и чуждыми. Эффект зловещей долины, концепция, впервые предложенная японским робототехником Масахиро Мори в 1970-х годах, описывает явление, при котором объекты, напоминающие людей, вызывают у нас чувство отторжения и тревоги, если они не достигают полного сходства с человеческим обликом и поведением.
На уровне подсознания, когда мы сталкиваемся с роботами или анимационными персонажами, которые выглядят почти как люди, но имеют некоторые неестественные черты, наш мозг начинает испытывать дискомфорт. Это может быть связано с тем, что такие объекты вызывают у нас ассоциации с чем-то незнакомым или даже угрожающим. Например, если робот имеет слишком «механическое» выражение лица или неестественные движения, это может вызвать у нас ощущение, что он не просто машина, а нечто большее, что может представлять опасность.
Кроме того, страх перед технологиями также может быть обусловлен культурными и социальными факторами. В массовой культуре, начиная от фильмов и книг до видеоигр, часто изображаются сценарии, в которых искусственный интеллект или роботы восстают против своих создателей. Эти нарративы формируют общественное мнение и усиливают страхи, что технологии могут выйти из-под контроля. Таким образом, восприятие технологий как потенциальной угрозы становится частью нашего коллективного сознания.
Также стоит отметить, что страх перед технологиями может быть связан с более широкими вопросами о потере контроля. В мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, многие люди чувствуют, что теряют контроль над своей жизнью и окружающей средой. Это может вызывать тревогу и недоверие к новым технологиям, особенно когда речь идет о таких сложных системах, как искусственный интеллект, который может принимать решения без человеческого вмешательства.
Тем не менее, важно понимать, что страх перед технологиями не всегда оправдан. Многие из них созданы для улучшения качества жизни, повышения безопасности и эффективности. Понимание природы этого страха и его корней может помочь нам более рационально подходить к новым технологиям и использовать их во благо, а не в ущерб. В конечном счете, ключ к преодолению страха перед технологиями заключается в образовании, открытости к новым идеям и критическом осмыслении того, как мы можем интегрировать технологии в нашу жизнь, не теряя при этом человеческого аспекта.
Вопрос-ответ
Почему нам не нравится «Зловещая долина»?
Название отражает идею о том, что робот, внешне похожий на человека, кажется некоторым людям чрезмерно «странным», вызывает чувство жути и, таким образом, не вызывает эмпатической реакции, необходимой для продуктивного взаимодействия человека и робота.
Каковы примеры эффекта зловещей долины?
Если вам становится неуютно и дискомфортно, поздравляем — вы испытали на себе эффект зловещей долины. Другой пример ― тренд в TikTok: девушки специально делают макияж, напоминающий застывшее лицо, чтобы вызвать у зрителей страх и отторжение. Термин придумал японский инженер Масахиро Мори.
Почему у людей развился страх перед зловещей долиной?
Этот инстинкт осторожности по отношению к «почти людям» возможно, помогал нашим предкам избегать опасности, защищать свои группы и, в конечном итоге, обрести эволюционное преимущество над конкурентами. Более того, «зловещая долина» могла также способствовать укреплению внутригрупповых связей среди Homo sapiens.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите природу страха перед роботами и искусственным интеллектом. Понимание того, что именно вызывает у вас дискомфорт, поможет вам лучше справляться с этими эмоциями и снизить уровень тревожности.
СОВЕТ №2
Постарайтесь взаимодействовать с технологиями, которые вызывают у вас страх, в безопасной и контролируемой среде. Это может быть просмотр фильмов о роботах или участие в выставках, где представлены современные достижения в области ИИ. Это поможет вам привыкнуть к ним и изменить восприятие.
СОВЕТ №3
Обсуждайте свои опасения с другими людьми. Общение с друзьями, коллегами или в специализированных группах может помочь вам увидеть разные точки зрения и снизить уровень страха, а также узнать больше о реальных возможностях и ограничениях технологий.
СОВЕТ №4
Следите за развитием технологий и их применением в реальной жизни. Понимание того, как работают роботы и ИИ, а также их потенциальные преимущества, может помочь вам изменить отношение к ним и увидеть в них не только угрозу, но и возможности для улучшения качества жизни.